Новости

К черным спискам подбирают отмычки. На рынке появилась услуга по «разблокировке» отказников

Растущая как снежный ком проблема отказов клиентам банков в операциях из-за черного списка ЦБ и Росфинмониторинга привела к появлению новых игроков — «разблокировщиков». За вознаграждение они обещают компаниям и гражданам, попавшим под подозрение в нарушении антиотмывочного закона, разблокировать счета, вернуть деньги и даже исключить из черного списка. На практике выполнить эти обещания невозможно, предупреждают эксперты, речь идет лишь о попытке мошенников заработать на волне паники вокруг массовых блокировок.

Как стало известно “Ъ”, на рынке юридических услуг появилось много компаний, специализирующихся на проблемах клиентов банков, связанных с блокировками из-за подозрений в нарушении антиотмывочного закона (115-ФЗ). Как правило, эти структуры обладают признаками фирм-однодневок: массовый юридический адрес, массовый руководитель, часто свежая дата регистрации и единственная услуга — «специалисты» обещают снять блокировки со счетов «за 24 часа» с «гарантией 100%», а также вернуть «зависшие» в банке деньги. Часто сообщается, что структуры «работают с крупнейшими банками». Есть и те, кто берется за более сложную задачу — исключение из черного списка.

Дать комментарии “Ъ” не захотели ни в одной из компаний, в частности, в «бухгалтерской фирме “Омега”» (http://razblokirovka-scheta.ru/), Центре юридической поддержки (http://tsyp.ru/), юридической компании «Грань ТЭКС» (http://blokirovki.net/, учреждена Даниилом Быковым), «115ФЗ-клубе» (http://fz115-club.ru/), 115.FZ OpenBank (http://115fz.online/). Зато когда корреспондент “Ъ” обратился в Центр юридической поддержки (ЦЮП) как клиент, там пообещали добиться исключения из черного списка.

Как именно будет решена проблема, «разблокировщики» обычно с порога не уточняют. Например, корреспонденту “Ъ”, обратившемуся в «бухгалтерскую фирму “Омега”» под видом индивидуального предпринимателя, по телефону отказались пояснить порядок разблокировки счета. В сервисе настаивали на личной встрече, причем необходимо было заранее переслать туда скан паспорта, СНИЛС, ИНН и ОГРН. Из общения с ЦЮП следовало, что речь идет об использовании судебного механизма, причем в компании утверждали, что выигрышные судебные споры по поводу исключения из списка уже были.

На самом деле механизма реабилитации нет, а в Росфинмониторинге опровергают и успешные судебные прецеденты. Черный список рассылают банкам с июня. В него попадают клиенты, которым банки отказали в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении 115-ФЗ. Попадание в черный список фактически лишает доступа к банковским услугам — другие кредитные организации предпочитают не принимать на обслуживание таких клиентов, кроме того, банки могут блокировать переводы своих клиентов компаниям из списка.

Проблема с блокировками быстро стала массовой и продолжает усугубляться. Так, по словам главы Росфинмониторинга Юрия Чиханчина, всего с начала года в службу поступило около тысячи заявлений о несогласии с тем, что «не совсем, может быть, правомерно их отстранили от работы с банками». И такую ситуацию с жалобами чиновник назвал «рабочей». По словам экспертов, многие из тех, кто столкнулся с блокировками счетов, опасаются привлекать к себе внимание госорганов жалобами, чтобы не усугубить ситуацию. Именно они могут стать потенциальными жертвами «разблокировщиков» в надежде решить проблему без лишнего шума.

По сути, «разблокировщики» действуют подобно «раздолжнителям», которые обещают клиентам избавить от долга перед банком, но реальной помощи предложить не могут. «Полагаю, что, как и “раздолжнители”, подобные юристы могут требовать с клиента абонентскую плату, взамен заваливая банк и суды бессмысленными письмами об истребовании ненужных документов или исками,— отмечает зампред правления банка “Ренессанс кредит” Сергей Королев.— То есть создают видимость бурной деятельности без какого-либо реального результата».

Вероника Горячева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное