Первую кофейню создатели сети Castro Cafe – братья Сергей и Артем Знаменские и их друг Тимур Даржаев – запустили в Иркутске еще в 2010 году. Все шло «как по нотам»: успешный старт, стремительное развитие, новые точки. А потом – драматичный декабрь 2014-го, падение доходов населения и кардинальная перестройка рынка общепита. Благодаря чему Castro Cafe удалось выстоять? Как помогло бизнесу кредитование? И зачем компании понадобилось собственное производство? Об этом нам рассказал один из основателей Castro Cafe Артем Знаменский.
Как все начиналось
Первая точка «Castro Cafe» появилась в ТРЦ «Джем Молл» в 2010 году. Ситуация на рынке тогда была крайне благоприятной: федеральные игроки после кризиса 2008-го заморозили свое развитие и не спешили заходить в Иркутск, а торговым центрам нужны были арендаторы. Местным компаниям дали «зеленый свет».
Этим и воспользовались молодые предприниматели, уже успевшие попробовать свои силы в общепите. Москвичей презентация иркутян впечатлила: после десятков заявок о пиццериях и позных предложение открыть кофейню показалось им интересным и свежим. Этот формат тогда был еще достаточно нов для Иркутска, но управляющая компания «Джем Молла» сочла его перспективным и выделила бизнесменам не маленький «остров», на который те рассчитывали, а просторное помещение в торговой зоне.
На открытие первой кофейни Артем, Сергей и Тимур потратили порядка полутора-двух миллионов рублей. На старте обошлись без кредитов – были средства от продажи предыдущего бизнеса (столовой), личные сбережения. Помогли друзья и родственники.
В названии «Кастро» предприниматели объединили два слова – «кафе» и «бистро». Основу ассортимента кофейни составили вкусный кофе, смузи, качественные сэндвичи и салаты, которые можно взять с собой.
Формат попал «в точку» – бизнес стремительно пошел в гору. Вскоре предприниматели открыли новую кофейню в ТРЦ «Карамель», а затем – в Иркутском аэропорту и в историческом 130-м квартале.
К кризису 2014 - 2015 годов Castro Cafe подошла успешной и стабильной компанией. События в экономике, однако, заставили пересмотреть взгляды на бизнес и многое изменить.
«Нужна диверсификация»
Артем, вы по-прежнему работаете над Castro Cafe втроем. А как же постулат о том, что в бизнесе должен быть один хозяин?
– На мой взгляд, верный постулат звучит несколько иначе: у каждого в бизнесе должна быть своя зона ответственности. Мы внесли в соответствии с этим небольшие организационные изменения: теперь я – директор Castro Cafe, Сергей отвечает за производство, а Тимур – за сторонние проекты. Так мы движемся к диверсификации.
География точек Castro Cafe в последние годы тоже изменилась: например, из «Джем Молла» кофейня перебралась в соседний «Сильвер Молл». Вы удовлетворены выбором?
– Мы пока не можем диктовать свои условия, как крупные федеральные компании, однако нам удалось получить хорошее место – площадь на первом этаже в торговой зоне, где, в основном, расположены павильоны крупных брендов.
Точка уже себя оправдала. Здесь большой потенциал для роста: хороший трафик, кинотеатр, игровая и торговая зона. Однако, по сравнению с «Джем Моллом», в «Сильвере» острее конкуренция: внутри больше кофеен.
В 2017 году вы открыли еще одну точку – в ТРК «КомсоМОЛЛ». Почему зашли туда не сразу?
– «КомсоМОЛЛ» открылся в разгар кризиса, и, конечно, управляющей компании пришлось непросто. Мы ждали, когда заработают кинотеатр и зоны развлечений – все-таки для кофейни нужен хороший трафик. Когда мы приняли решение зайти в ТРК, об аренде договорились буквально за пару месяцев.
Первые кофейни вы открывали на свои средства. Выручки по-прежнему хватает на развитие сети?
– Не всегда. В связи с активным открытием новых точек нам потребовались дополнительные средства. В этом году мы получили кредит.
Трудно было взять кредит?
– Нет. Нам повезло с партнером: у Альфа-Банка есть беззалоговый кредит «Партнер» сроком на три года. Это очень удобный кредит: до шести миллионов, на хороший срок, без залога и на любые бизнес-цели. Мы уже второй год работаем с этим банком по РКО, и получение заемных средств не составило труда. Банк пошел навстречу, решение было принято очень быстро, ставка по кредиту – комфортная. Важно и то, что банк не ограничивает нас с целевым использованием средств.
Артем Знаменский: "Сейчас производственные мощности нашей фабрики-кухни загружены полностью, но мы планируем наращивать обороты".
Фото из личного архива А. Знаменского.
На что потратили заемные средства вы?
– Кредит помог усовершенствовать собственное производство, которое мы запустили пару лет назад. Мы направили деньги на развитие точки в «КомсоМОЛЛе» и приобрели новое оборудование. Конечно, это дало дополнительный толчок развитию компании.
«Подушка безопасности»
Собственное производство во время кризиса – это в большей степени риск или «подушка безопасности»?
– Наличие производства важно и выгодно. Так мы можем контролировать качество продукции и себестоимость. Мы совершенствуем ассортимент: если раньше в меню Castro Cafe были только напитки, сэндвичи и салаты, то теперь к ним добавились и кондитерские изделия.
Так что, конечно, это «подушка безопасности». Мне сложно представить, как возможно иначе работать на нашем рынке. На западе кофейни заказывают продукцию у поставщиков, у нас этого нет, да и экономика другая.
Сейчас производственные мощности нашей фабрики-кухни загружены полностью, но мы планируем наращивать обороты, чтобы обеспечивать продукцией собственного производства не только свои точки, но и сторонние. Это будет отдельный бизнес и дополнительный источник дохода.
Как часто вы меняете ассортимент?
– Каждый сезон у нас появляются новые напитки. Сейчас каждый месяц – новые десерты. Потом новинки десертов будут появляться сезонно. Однако популярностью неизменно пользуется классика – капучино, латте и чизкейки. Скоро в продаже появятся конфеты, несколько новых муссов и пироги.
Кондитерский цех сейчас работает с полной загрузкой. Темпы роста такие, что сложно успевать. Надо расти качественно, и, чтобы эти объемы выполнять, нужен новый персонал.
Кадры обучаете сами?
– Да. Сейчас вузы не готовят бариста, работников кухни, кондитеров, которые могут работать сразу, поэтому обучаем сами. Это должны быть люди, заинтересованные в развитии. В офис подбираем уже готовых специалистов, там команда сформирована, мы уже больше пяти лет работаем вместе.
«Падение остановилось»
Сегодня многие говорят о том, что кризис закончился. Вы согласны? Чувствуете «потепление» в сфере общепита?
– Главное – остановилось падение (улыбается). В целом, стало легче, но, на мой взгляд, должно пройти еще несколько лет, прежде чем мы вернемся к комфортному уровню.
Как изменилась рентабельность ваших точек?
– Общепит никогда не был высокорентабельным бизнесом. Сейчас рентабельность – около 15 %. Но растут ставки аренды, зарплаты, закупочные цены ингредиентов. Непросто позволить себе увеличивать цены для наших гостей в нынешних реалиях. Поэтому удерживать рентабельность на уровне – это задача высокого мастерства.
Кризис все-таки заставил вас поднять цены?
– Сейчас кругом много дешевых, но некачественных продуктов. Мы идем путем сохранения и улучшения качества, а цены стараемся удерживать на прежнем уровне. Если не получается – то повышать незначительно, не более 10 %. Очень помогает собственное производство: благодаря ему, мы можем контролировать составы блюд, ингредиенты.
Какая из точек наиболее успешна сегодня?
– Я бы пока никакую не выделял, чтобы не сглазить. Рынок сейчас меняется. Перестраиваются потоки клиентов ТРЦ, возникают новые пространства в городе. Места в стрит-ритейле, которые ранее были «топовыми», сейчас теряют свою значимость. В отрасль приходят новые игроки – это естественно, идет борьба за клиента. Плюс общеэкономические явления. Поэтому сделаем оценки в следующий раз.
Будущее Castro Cafe – франшиза и новые проекты
Говорят, что Иркутск перенасыщен торгово-развлекательными центрами, и новые объекты такого формата вводить больше не планируют. За счет чего будете расти вы?
– Мы не исключаем роста кофеен вне торговых центров. У нас есть кофейня в 130 квартале, есть в аэропорту, есть в ТРЦ. Мы работаем по ситуации с разными форматами. На мой взгляд, в Иркутске много интересных мест для размещения кофеен, поэтому отсутствие новых ТРЦ не вызывает беспокойства.
Еще одна точка роста для нас, без сомнения, – фабрика-кухня. Сегодня она уже осуществляет оптовые продажи сторонним клиентам, возможно появление новых сервисов для гостей.
Каким вы видите Castro Cafe через два-три года?
– Мы делаем ставку на производство качественных продуктов. На рынке их сейчас мало. У Castro Cafe появятся новые сервисы, будут открыты новые кофейни. Есть в планах и другие проекты.
Например?
– Прошлым летом мы начали разработку проекта пекарни, надеюсь, в этом году мы ее запустим.
А франшизу делать будете?
– Будем. Как рас сейчас занимаемся ее проработкой. Нужно все сделать тщательно, ведь франшиза – это продажа готовой модели успеха, а не «кота в мешке». Главное – это стабильная работа бизнеса с прибылью и передача культуры ведения дела «Кастро». Франшиз сейчас много, нужно показать и доказать, что твоя – классная, и она работает!
Потенциальные франчайзи уже есть?
– Да, у нас немало знакомых в других регионах, готовых уже сейчас купить у нас франшизу. Но для этого пока не все готово, нужно подождать. В наших интересах гарантировать отличный результат франчайзи.
«Никогда не сдавайтесь»
Когда-то вы говорили, что кризис – лучшее время для предпринимателя. Не изменили точку зрения?
– Кризис – это хорошее время для предпринимателя. Он каждый день заставляет думать о том, какие инструменты задействовать, что предпринять… И еще это хорошая проверка на прочность. Мы её прошли. Мы за два года переработали колоссальный объем информации и проделали много работы внутри компании. Изменили подход и внутреннюю систему. Пришлось отказаться от некоторых идей, чтобы с большей отдачей сконцентрироваться на других.
И все же – это были годы развития или годы борьбы для вас?
– Тут все зависит от уровня оптимизма. Для нас эти годы – годы развития. Мы многому научились. Легко было работать в условиях стабильности, можно было рисковать. Сейчас реальность жестче, надо смотреть и принимать решения взвешенные, проверенные – либо опытом, либо исследованиями.
Что вы можете посоветовать тем, кто собирается заняться бизнесом?
– Хорошо подумайте о своих мотивах, спросите себя, зачем вам это нужно. Бизнес – это серьезная работа, и заниматься им только для того, чтобы не работать на других – не получится. Очень важно найти единомышленников и надежных партнеров.
На начальном этапе желательно вкладывать в дело свои деньги. Потом, когда бизнес окрепнет – можно подумать и о кредитовании. Устоявшемуся бизнесу кредит может дать новый импульс, открыть новые возможности и горизонты. Мы в этом убедились сами. Полученный кредит в Альфа-Банке помог предприятию выйти на новый уровень.
Главное – действуйте, будьте уверены в своих силах и никогда не сдавайтесь!