Новости

Правительство кардинально меняет подход к управлению нацпроектами

Для исполнения майского указа Владимира Путина Белый дом существенно перестраивает механизм проектного управления. Так, проектные офисы министерств станут отдельными единицами, встроенными в вертикальную структуру, ранее идеология предполагала сбор менее формальных проектных команд из действующих чиновников. Изменилась и тональность диалога с регионами: вместо рекомендаций федеральный центр теперь предъявляет к их проектной работе требования и возлагает на губернаторов ответственность за показатели нацпроектов, что может потребовать усиления работы с властями субъектов РФ. Вопросы финансирования проектов остаются неясны: требование увязки мероприятий нацпроектов и действующих госпрограмм, не допускавшее их дублирования, в методике не упоминается, участие же ВЭБа в нацпроектах пока обсуждается.

Правительство кардинально меняет подход к проектной деятельности: как следует из утвержденных на днях премьер-министром Дмитрием Медведевым методических указаний по разработке национальных проектов, Белый дом теперь будет жестко формировать проектную вертикаль для работы над исполнением указа Владимира Путина — в частности, нацпроектов по демографии, здравоохранению, образованию, строительству жилья и цифровой экономике.

Утвержденная Дмитрием Медведевым методика в первую очередь фиксирует ужесточение проектной вертикали в структуре правительства и региональных органов власти. Если изначально приоритетные проекты предполагали формирование команд из действующих чиновников (что позволяло обеспечивать межведомственное взаимодействие вне формальных каналов для ускорения работы), то теперь методика требует создания в министерствах и ведомствах проектных офисов с постоянными сотрудниками (на условиях полной занятости).

Подчиняться они будут заместителю министра, при этом по логике документа в его полномочия будет входить вовлечение в проектную работу других заместителей. Отметим, что эта норма вызывает вопросы: изначально проектный подход предполагал обход административной вертикали и сосредоточение приоритетных проектов в ведении профильных заместителей, нынешняя же конфигурация делает логичным назначение главами проектных офисов первых заместителей министров, и без того загруженных текущей работой.

Сами требования к подходам при разработке нацпроектов остались типовыми — планирование целевых показателей по годам, включение дополнительных показателей, определение контрольных точек, а также финансовое обеспечение реализации нацпроектов за счет бюджетных средств (различных уровней) и внебюджетных источников. При этом в документе никак не раскрывается, как новые нацпроекты будут скоординированы с действующими госпрограммами.

Меняется подход и к внедрению проектного подхода в регионы. Если раньше организация проектной деятельности по аналогии с федеральной субъектам РФ рекомендовалась, то теперь правительство предъявляет прямые требования к их властям. Так, на губернаторов и их заместителей, а при необходимости и глав муниципалитетов возлагается ответственность за достижение целевых показателей (в части, касающейся региона). Кроме того, от регионов требуют формирования своих проектных офисов.

По президентскому указу финансирование реализации нацпроектов имеет приоритет при формировании федерального бюджета — средства на них необходимо изыскать уже к 6 июля.

Евгения Крючкова, Олег Сапожков


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное