Новости

Лишение больного костылей

Владимир Дзагуто о том, бывает ли в России спрос вне господдержки.

Давайте представим, что правительству действительно удастся претворить в жизнь — хотя бы частично — мнение рабочей группы правкомиссии по бюджетным проектировкам на 2019–2021 годы о том, что прямая бюджетная поддержка машиностроителей как «антикризисная мера» уже нецелесообразна. Полагаю, что это может оказаться крайне любопытным и довольно редким в нашу государственную эпоху экспериментом по «возвращению рынка в рынок».

По сути, рабочая группа говорит: «Все, кризиса нет, спрос восстановился, поддерживать его за счет бюджета не нужно, рынок все сделает сам». Ниже есть и иные оптимистичные пассажи. Например, про то, что оплатить НИОКР для сжижения газа и разработки сланцевых месторождений могут и нефтегазовые компании, нечего тут делать бюджету. Или про то, что судостроению стоит сосредоточиться на конкурентоспособной продукции, не рассчитывая только на госпомощь, на лизинг судов надо привлекать деньги на рынке. А Минтрансу следует не просить новых денег у государства на федеральные и региональные проекты, а искать внебюджетные средства...

С одной стороны, это можно трактовать как намек Минфина на то, что бюджет не резиновый, на всех не хватит, и те, кто может, пусть живут на свои. С другой стороны, любопытно, что именно машиностроение, которое, как казалось, практически немыслимо без господдержки, сочтено той отраслью, где спрос достаточен для нормального развития. Но вопрос в том, можно ли сейчас, например, в судостроении или производстве дорожной техники отделить «естественно-рыночный» спрос (когда покупают, потому что это нужно) от субсидированного — «налетай, подешевело».

Я не уверен, можно ли в такой ситуации обоснованно утверждать, что спрос восстановился и выживет без господдержки. Без эксперимента, пожалуй, и не проверишь. Чем-то все это напоминает лишение больного костылей посреди палаты — глядишь, разве что от испуга вспомнит, как ходить без медсестры.


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное