Правила игры на мировом рынке меняются. Эксперты считают, что мир подошел к моменту, когда глобализация заканчивается, начинается деглобализация. Конкуренция между странами усиливается, убытки из-за торговых барьеров растут. Кого-то передовые технологии выводят на новый уровень, кого-то лишают последнего. На деловом завтраке Сбербанка в Давосе лидеры мирового бизнеса обсудили, как новые условия отражаются на стратегиях крупнейших компаний. Портал SIA.RU предлагает несколько цитат с мероприятия.
«Социальные сети могут убить бизнес за неделю»
Наире Вудс, декан Школы госуправления им. Блаватника, Оксфорд:
– Сто лет назад экономическое сотрудничество между странами было организовано в рамках колониализма. После 1990-го года правила всему миру устанавливали США. Сейчас возникает другая модель. Ряд государств – не только Китай – внедряют новые модели инвестирования, инфраструктурных реформ. Создаются новые глобальные зоны и модель Соединенных Штатов, модель открытого рынка, которая служила точкой конвергенции, теперь является предметом вызова.
Если говорить о компаниях, большинство из них пока следят только за тем, чтобы работать в правовом русле. Но социальные сети могут убить нас (бизнес) за неделю не потому, что наша деятельность не соответствует закону, а потому что будет обнулена социальная лицензия. Поэтому нужно следить не только за тем, чтобы работать в правовом поле, но и за тем, чтобы соответствовать социальному запросу общества в странах, в которых присутствует наш бизнес.
«В новой реальности нет передового опыта»
Кайрат Калимбетов, управляющий Международным финансовым центром «Астана»:
– Угроза деглобализации – повод проснуться всем нам. Сейчас все будет не так, как тридцать лет назад, когда мы изучали передовой опыт, а потом внедряли его. В новой реальности нет передового опыта, особенно для таких стран, как Россия и Казахстан, для которых суперцикл высоких цен на нефть закончился. Это будет learning-by-doing (обучение на практике – ред.).
Я оптимист и считаю, что в новом экономическом ландшафте выгоду смогут получать не только крупнейшие экономики мира. Мне очень нравится то, что сделал Сбербанк в плане создания новой экосистемы в России. Я думаю, это нам показывает, что шансы успешно поучаствовать в гонке новых технологий есть не только у Китая и США.
«Крупные организации сегодня думают не только о ROE, они рассказывают обществу, что они делают для этого общества»
Боб Мориц, Президент PwC:
– В период неопределенности вам больше всего нужны две вещи: скорость и гибкость. Крупные организации очень много времени и энергии тратят на то, чтобы снизить количество бюрократии в организации. Сегодня крайне важно, чтобы компания развивалась быстро, потому что мы не можем спрогнозировать, когда будет следующий конфликт в области торговли и сколько он будет нам стоить. Если повышаются цены на сырье, сколько вам нужно времени, чтобы увидеть эту тенденцию и принять необходимые решения? Как быстро вы сможете сменить поставщика, изменить ценовую политику или стратегию выхода на рынок?
Кроме этого, нужно активно работать со всеми заинтересованными лицами – не только с инвесторами. Все крупные организации сегодня думают не только о ROE (рентабельность собственного капитала, – ред.), они рассказывают обществу, что они делают для этого общества.
Особенно это касается международных компаний. Элементы цепочки поставок крупных предприятий находятся в разных странах, при этом они максимально локальны, учитывают особенности страны, в которой представлен бренд.
Успешные компании делают так, чтобы местные клиенты поддерживали их. Соцсети, на самом деле, – это не угроза. Это актив, который можно и нужно использовать для своей выгоды. Рассказывайте свою историю, выстраивайте доверительные отношения. Делайте так, чтобы люди, которые голосуют в соцсетях, стали защитниками вашего бренда, рекламировали ваш бренд, а не атаковали его.
«Компании прививают своим сотрудникам мягкие навыки – soft skills, и зарабатывают на этом»
Сергей Гуриев, главный экономист Европейского банка реконструкции и развития:
– Скорость перемен – ключевой момент сейчас. Раньше изменения были медленными: если человек лишался работы, то мог спокойно ждать выхода на пенсию. Сейчас вы не можете себе позволить терять работу в 35-40 лет, надо проходить переподготовку, это тяжело и многим не нравится.
Как педагог могу сказать, что образование сейчас становится более дешевым и эффективным. Особенно это касается профессиональной переподготовки. Мы видим, что ряд компаний прививает своим сотрудникам так называемые мягкие навыки – soft skills, и зарабатывают на этом. Мы как ЕБРР будем это поддерживать.
«Мантрой для нас стал Agile-подход, подход гибкого управления»
Алексей Мордашов, председатель совета директоров ПАО «Северсталь»:
– Мы видим, что люди все больше недовольны качеством жизни, особенно, если речь заходит о развитых странах. По некоторым данным, у 50% рабочих в США (это люди с самыми низкими доходами), за последние несколько лет реальные доходы снизились. В этом винят глобализацию, но порядка 80% рабочих мест, потерянных в США за последние десять лет, были потеряны в связи с технологическими новациями. И эта тенденция в будущем только ускорится.
Что касается нашей организации, основное внимание мы уделяем фундаментальным факторам конкурентоспособности: затратам и качеству клиентского сервиса. Мантрой для нас стал Agile-подход, подход гибкого управления. Что нам может помочь быть гибкими, быть «аджайл»? Это культура, развитие наших сотрудников, повышение их профессионального уровня, их навыков. Сейчас это ключевые вещи для нас.
Мы пытаемся перенимать опыт у экспоненциальных организаций – тех, кто колоссально вырос за последние лет десять. Стараемся максимально научиться у них.
«Конкуренция между развитыми и развивающимися странами будет усиливаться»
Герман Греф, Президент, Председатель Правления Сбербанка:
– Глобализацию можно рассматривать как инструмент. Мы видим конкуренцию между развитыми и развивающимися странами и считаем, что эта конкуренция будет только усиливаться. Когда глобализация приносила выгоду США, они использовали этот инструмент. Сейчас, когда глобализация приносит больше выгоды Китаю, США меняет свою политику. Убытки из-за торговых барьеров составляют сейчас порядка 510 млрд долларов. Для глобальной экономики это не такая уж большая сумма, но если США повысят тарифы на 25%, как они обещали, то последствия будут гораздо более масштабными – около 3 трлн долларов. Я думаю, каждая страна почувствует этот удар.
Читайте также:
Отвечая на вопрос нашего голосования «Как компаниям реагировать на деглобализацию?», большинство участников бизнес-завтрака проголосовали за вариант «Разрабатывать альтернативные цепочки поставок и планы реагирования на случай чрезвычайных ситуаций». Такой же вопрос о стратегии бизнеса мы задали нашим клиентам. Ключевые слова в их ответах созвучны: «будьте информированы, двигайтесь быстро, диверсифицируйтесь».