Открыть дебетовую карту скоро можно будет без документов, посещения офиса банка, установки мобильного приложения или биометрии, за пару минут. Это стало возможным благодаря объединению двух решений: идентификации клиента оператором сотовой связи и реализации банковского интерфейса в мессенджерах. В результате кредитная организация сможет получить новых «легких» клиентов. Впрочем, банкиры не уверены в том, что решение станет массовым, указывая на ограниченный функционал предложенного продукта.
Пилотный проект по открытию виртуальных банковских карт через мессенджеры собирается запустить МТС-банк, сообщил “Ъ” один из представителей финтех-сообщества. По его словам, в партнерстве с платформой LikeBank банк планирует получить новых клиентов из числа абонентов МТС (банк на 95% принадлежит мобильному оператору). Информация о трехстороннем сотрудничестве подтверждается и публикацией на сайте МТС-банка соответствующей оферты.
МТС и МТС-банк не предоставили комментарий. Основатель проекта LikeBank Эллиот Гойхман подтвердил “Ъ” запуск сервиса. «Это выпуск не карты LikeBank, а карты самого МТС-банка,— пояснил господин Гойхман.— Он сможет при помощи этой платформы "тащить" клиентов из МТС одним кликом. Никаких СНИЛС и селфи с паспортом». Собеседник, близкий к МТС-банку, заявил “Ъ”, что после «обкатки» технологии на клиентах МТС, вероятно, появится возможность идентификации клиентов, пользующихся услугами других операторов.
Поскольку таким образом можно пройти лишь упрощенную идентификацию, то виртуальная карта имеет законодательные ограничения. Максимальный остаток по ней не может превышать 60 тыс. руб., а общая сумма операций — не более 200 тыс. руб. в месяц. Есть также ограничения на снятие наличных в банкоматах: 5 тыс. руб. в день и 40 тыс. руб. в месяц. Пополнять карту можно как переводом средств из другого банка (обычно с комиссией), либо «стягивать» средства через интерфейс чат-бота с другой карты (бесплатно). Далее картой можно пользоваться либо для онлайн-покупок, либо добавить ее в кошельки вроде Google Pay и Apple Pay для бесконтактной оплаты.
По словам источника “Ъ”, банк с помощью аналогичных решений рассчитывает привлечь около 4 млн «легких» клиентов за три года. Поскольку этот случай нерыночный, то о прибыли МТС говорить не приходится. Но в будущем теоретически оператор может зарабатывать на других банках за услугу упрощенной идентификации. LikeBank будет получать лицензионные отчисления.
В связи с большими ограничениями, которые регулятор накладывает на финансовые операции клиентов с упрощенной идентификацией, «виртуальные карты уходят в прошлое», указывает директор департамента электронного бизнеса МКБ Алексей Курзяков. При этом, по его словам, привычный для пользователей интерфейс мессенджера накладывает определенные ограничения на совершение сложных операций. В СМП-банке предполагают, что, когда произойдет некоторая конверсия абонентов МТС в обладателей легких банковских продуктов, другие операторы, вероятно, попытаются воспроизвести эту технологию. При этом представитель другого крупного банка выразил мнение, что с прочими кредитными организациями МТС вряд ли захочет делиться клиентами.
Виталий Солдатских




SIA.RU: Главное