Экспорт легковых автомобилей в штуках 2019 году увеличился на 16,7%, до 109,4 тыс. машин, в деньгах — на 23,6%, до $1,6 млрд. Причем в денежном выражении показатель превышает объемы поставок автомобилей в 2013–2014 годах — тогда за рубеж было отгружено машин на $1,48 млрд и $1,46 млрд соответственно. Но в физическом выражении поставки остаются ниже объемов того периода (137,9 тыс. и 127,5 тыс. соответственно).
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что с 2013–2014 годов средняя цена экспортируемых автомобилей в рублях выросла примерно в три раза, то есть, несмотря на девальвацию, стоимость в валюте росла. В Российском экспортном центре (РЭЦ) также говорят о влиянии роста средней стоимости производимых в РФ автомобилей, а также отмечают, что за границу начали поставляться более дорогие модели.
Экспорт грузовых автомобилей в 2019 году, наоборот, сократился на 2,9%, до 14,6 тыс. штук. Но в денежном выражении поставки остались в плюсе: рост на 6,8%, до $396,1 млн.
К концу года темпы роста поставок за рубеж сократились: еще в ноябре глава РЭЦ Андрей Слепнев говорил, что экспорт автомобилей и компонентов из России в этом году растет на 30%. Дмитрий Бабанский объясняет это укреплением рубля. Основным драйвером экспорта в целом стало восстановление спроса на основных рынках для российской продукции — в Казахстане, Белоруссии, Узбекистане, отмечает он. С этим соглашаются и в РЭЦ, отмечая, что также значительно (на 170%) выросли поставки автомобилей в Чехию и почти вдвое — в Узбекистан, что связано с целевым продвижением российской продукции на этот рынок.
Впрочем, положительная динамика экспортных поставок на фоне сокращения внутреннего рынка не поддержала выпуск автомобилей.
Лидер российского авторынка АвтоВАЗ в 2019 году увеличил экспортные продажи Lada на 32%, до 50 тыс. машин. Volkswagen в 2019 году нарастил экспорт в страны Европы и СНГ на 20%, до 24,6 тыс. машин.
В 2020 году экспорт автомобилей продолжит расти на 10–12%, считает Дмитрий Бабанский. На целевых рынках ситуация стабильная, кроме того, можно ожидать увеличения объема поддержки экспорта. В РЭЦ называют свои ожидания «достаточно сдержанными». Там говорят о торговых барьерах, с которыми сталкиваются отечественные автопроизводители, и полагают, что «введение утильсбора и стимулирование внутреннего производства может в краткосрочной перспективе привести к снижению объемов поставок в ряд стран». Однако, говорят там, российские производители при поддержке РЭЦ, Минпромторга и других институтов уже начали преодолевать имеющиеся барьеры, в первую очередь за счет организации локальной сборки в целевых странах. Также позитивную роль должен сыграть рост числа соглашений о зоне свободной торговли, полагают в РЭЦ.
Ольга Никитина




SIA.RU: Главное