Комментарии

Нефть смыла прибыль. В плюсе только валютные ПИФы

Минувший месяц оказался не менее провальным, чем февраль, так как к карантину из-за коронавируса добавилась торговая война между Россией, Саудовской Аравией и США за рынок нефти. Самыми убыточными были инвестиции в фонды, ориентированные на компании нефтегазового сектора, стоимость паев которых снизилась на 12–16%. Упала стоимость паев практически всех категорий фондов, за исключением тех, которые вкладывали средства в валютные активы — еврооблигации, золото. Но не столько из-за роста стоимости активов в валюте, сколько из-за стремительного роста курса доллара.

Двухмесячный провал

Результаты марта на рынке коллективных инвестиций с точки зрения доходов оказался еще более провальными, чем результаты февраля. Но другого трудно было ожидать — российский рынок пережил один из худших месяцев в своей истории. За первые две декады марта индекс Московской биржи обвалился на 25% и впервые с апреля 2018 года опустился ниже уровня 2100 пунктов. Даже с учетом последующей коррекции выше уровня 2500 пунктов, по итогам месяца индекс остался на 10% ниже значений конца февраля. По словам директора департамента управления активами «Альфа-капитал» Виктора Барка, падение происходит во всем мире и фактически во всех классах активов. «Причина — пандемия коронавируса, затронувшая все страны и грозящая вылиться в экономический кризис и уже спровоцировавшая кризис ликвидности, купированный огромными вливаниями со стороны мировых центробанков»,— отмечает господин Барк.

Вместе с тем, если в феврале убыточными были три четвертых фондов, то в минувшем месяце — только половина, хотя потери оказались более значительными. Потери понесли практически все категории фондов акций и рублевых облигаций. По оценкам “Ъ”, за минувший месяц вложения пайщиков в них снизились на 4–12% и 0,6–3,6% соотвественно. Не удержались в стороне и фонды смешанных инвестиций, потери которых оказались в промежутке между консервативными и рисковыми стратегиями. «В конце февраля доля акций в смешанных фондах была снижена с 50–70% до 30–50%, но фондов, которые бы полностью вышли в облигации, не было. Поэтому динамика фондов смешанных инвестиций немного хуже, чем у фондов облигаций»,— отмечает портфельный управляющий «Сбербанк Управление активами» Дмитрий Постоленко.

Нефтяные потери

По оценке “Ъ”, основанной на данных Investfunds, аутсайдеры остались прежними — отраслевые фонды, инвестирующие в компании нефтегазового сектора, либо фонды, основу которых составляют такие компании. Стоимость паев таких фондов снизилась за месяц на 12–16%. Основная причина — падение цен на нефть. По данным агентства Reuters, стоимость российской нефти Urals снизилась за март почти на 70%, до $15 за баррель. «Жесткие карантинные меры, приводящие к резкому сокращению деловой активности, для нефтегазового сектора усугубились отсутствием договоренности о продлении сделки ОПЕК+, что и привело к обвалу котировок нефти»,— отмечает аналитик «Газпромбанк — Управление активами» Илья Купреев. Заметно, 13–15%, потеряли в цене паи фондов электроэнергетики. Данная категория фондов в прошлом году была в лидерах роста, но в последние месяцы на фоне падения интереса инвесторов к рисковым активам, они попали под общую распродажу.

Валютные прибыли

Однако практически в каждой категории фондов нашлись и такие, что принес доход инвесторам. И все они были ориентированы на активы, номинированные в валюте. Наибольший рублевый доход принесли фонды еврооблигаций и драгоценных металлов — 4,5–15% и 11–20% соответственно. Этому способствовали не столько рост стоимости базового актива, сколько валютной переоценкой. По данным агентства Bloomberg, рост курса доллара по отношению к рублю за три месяца составил около 25%. «Мы видим, что положительную доходность в долларах сумели показать только ПИФы, инвестирующие в золото и другие драгоценные металлы»,— отмечает Василий Иванов.

ПИФы еврооблигаций стали лидерами роста

В нынешних непростых условиях участники рынка с осторожностью подходят к рекомендациям. По словам Ильи Купреева, в ситуации неопределенности в отношении продолжительности пандемии коронавируса и периода сниженной экономической активности давать краткосрочные рекомендации довольно сложно. «Стоит присмотреться к облигационным стратегиям, а также смешанным фондам, в которых учтен баланс риска и доходности»,— отмечает Дмитрий Постоленко. Виктор Барк советует обратить внимание на фонды еврооблигаций, которые обладают высоким потенциалом роста, который будет реализован в момент восстановления рынка, и вдобавок защищают от ослабления рубля. К тому же интересными могут быть фонды высокотехнологических компаний, так как ИТ-сектор будет основным бенефициаром текущего режима удаленной работы за счет роста спроса на средства коллективной работы.

Виталий Гайдаев


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное

На SIA.RU публикуются материалы, предоставленные аналитиками и трейдерами российских и зарубежных инвестиционных компаний и банков. Их мнения могут не совпадать с мнением редакции. Авторы комментариев не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться. Представленные в комментарии мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала. Комментарии носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по покупке либо продаже ценных бумаг. Стоимость ценных бумаг может увеличиваться и уменьшаться, результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем, государство не гарантирует доходность инвестиций в ценные бумаги.