Новости

Национальные проекты приводятся к реальности

Опубликован указ президента Владимира Путина, дополняющий и изменяющий майский указ 2018 года о национальных целях развития и устанавливающий цели до 2030 года. По данным “Ъ”, документ готовился правительством и экспертным управлением администрации президента последние два месяца, де-факто его публикация приурочена к ежегодному отчету правительства перед Госдумой. 

Новый указ решает прагматичные задачи. С одной стороны, конъюнктурный спад весны 2020 года, коронавирусная эпидемия и ее экономические последствия делают часть «национальных целей» 2024 года сомнительно достижимыми. С другой — видение новым правительством долгосрочных задач не могло на 100% совпадать с видением старого. Например, в соответствии с планами премьер-министра Михаила Мишустина в новом указе более конкретно расписаны цели по цифровизации госсектора. Часть целей майского указа 2018 года и — что более важно — сформулированных в указе №204 «задач» (прямых указаний правительству о том, что оно должно сделать до 2024 года) в рамках нацпроекта, видимо, неактуальны или по крайней мере решаемы не тем способом, что предполагалось два года назад.

С точки зрения федерального бюджета основное изменение в общей конструкции — если ранее приоритетными были расходы бюджета непосредственно на нацпроекты, то теперь уже не до 2024-го, а до 2030 года приоритетными являются бюджетные расходы на пять национальных целей. Это — «сохранение населения, здоровье и благополучие людей», «возможности для самореализации и развития талантов», «комфортная и безопасная среда для жизни», «достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» и «цифровая трансформация». Ранее целей было девять, большая их часть вошла в пункт 2 нового указа, в систему из 24 «целевых показателей» до 2030 года — в нее также включили часть ранее формулировавшихся «задач» до 2024 года. Так, ранее определенная цель достижения ожидаемой продолжительности жизни к 2024 году до 78 лет превратилась в «целевой показатель» на 2030 год. Выглядящая чистой декларацией цель увеличить число «организаций, осуществляющих технологические инновации» до 50% от всех аннулирована, как и цель войти в список пяти крупнейших экономик мира до 2024 года (до 2030 года этой задачи также не ставится). В этом виде «целевые показатели» становятся менее амбициозными и, вероятно, более реалистичными.

Главная экономическая задача до 2030 года, ранее ставившаяся необъяснимо амбициозно,— «обеспечение темпа роста ВВП выше среднемирового». Это довольно очевидное требование к экономике развивающейся страны, особенно в условиях обвала мирового роста ВВП. В целом система «макроэкономических обязательств» власти стала менее определенной и жесткой. Из числа национальных целей выпал помимо прочего таргет Банка России по инфляции в 4%. Но если за этим стоит ожидание будущего его снижения, например, до 2%, то вряд ли это плохая новость. Впрочем, вряд ли это может обсуждаться ранее 2024 года — а в такого рода долгосрочном планировании краткосрочные аспекты в РФ всегда важнее.

Дмитрий Бутрин

 


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное