Новости

Эпидемия любви к деньгам: Экономика все меньше тратит, все больше занимает и ждет, что из этого выйдет

Совет директоров Банка России предсказуемо сохранил ключевую ставку на уровне 4,25% годовых — на период усиления волатильности на рынках всего мира другое решение вряд ли было возможно — и пересмотрел среднесрочный прогноз до 2023 года. Краткосрочные прогнозы ЦБ улучшились. При этом Банк России не сомневается в том, что в экономике России уже сейчас растет спрос на кредиты, притом что тратить деньги экономика хочет меньше и этот эффект пока полноценно не объясним. При продолжении, которого ЦБ пока особо не ожидает, он может иметь даже более важные последствия, чем движения ставки.

Само по себе решение совета директоров ЦБ, вчера обсуждавших ключевую ставку, было безошибочно угадано большинством аналитиков — и это было несложно, хотя само по себе решение Банка России, сформулированное в пресс-релизе ЦБ и комментарии главы регулятора Эльвиры Набиуллиной, довольно сложно. Краткосрочно снижению ставки препятствовало в первую очередь столь же, видимо, краткосрочное и небольшое усиление проинфляционных трендов, равно как и рост нестабильности, а еще в большей степени ожидание еще большей нестабильности на мировых рынках. Даже если бы на ноябрь не приходились президентские выборы в США, вполне достаточно было бы второй волны коронавирусной инфекции — в первую очередь в ЕС, во вторую собственно в России:

ЦБ, и это признала госпожа Набиуллина, не закладывал до августа 2020 года возможность сильного роста заболеваемости COVID-19 в прогнозы.

Краткосрочно все это для России (говоря точнее, для сохранения инфляции на уровне около 4% годовых; это главная цель ЦБ) по многим причинам скорее проинфляционные факторы, среднесрочно — дезинфляционные. Поэтому в кратком изложении решение Банка России выглядит так: в октябре 2020 года ставка останется на прежнем уровне, но вероятность и даже необходимость ее снижения в последующие месяцы увеличиваются. Эльвира Набиуллина даже дала понять, что это снижение ставки может оказаться по факту даже более глубоким, чем это ожидается сейчас, но сейчас лучше оставить ставку такой, как она есть, денежно-кредитная политика при этом остается мягкой.

В «ВТБ Капитале» полагают, что риторика ЦБ означает близость текущей ставки к условному равновесному уровню и ограниченность возможностей регулятора далее ее понижать. Напротив, в «Ренессанс Капитале» полагают текущую ставку уже сильно ниже равновесной (для РФ ее там оценивают в 5,5% годовых). Отметим, впрочем, что относительно спокойное прохождение экономикой РФ первой волны пандемии в теории делает диапазон возможных решений ЦБ шире, при этом сейчас масштабы будущей волатильности на внешних рынках предсказать невозможно: судя по всему, вторая волна мало кем в мире закладывалась в прогнозы (или же были завышены ожидания по срокам получения эффективной вакцины от COVID-19), поэтому ее медиавосприятие может быть, в сущности, каким угодно — от паники, превосходящей по масштабам весну 2020 года, до умеренной и даже фаталистической.

Дмитрий Бутрин


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное