Новости

Рынок лизинга просел в корпоративных сегментах

В исследовании рынка лизинга, подготовленном «Эксперт РА» при поддержке Объединенной лизинговой ассоциации, говорится, что в 2020 году объем нового бизнеса (то есть стоимость переданных клиентам за период времени предметов лизинга без НДС) лизинговых компаний сократился впервые с 2015 года. Снижение составило 6%, до 1,4 трлн руб. Ситуация усугубилась к концу года: в четвертом квартале падение составляло уже 9%.

Существенно снижение показателей продемонстрировали три крупнейшие компании — Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК, на 12%), «Сбербанк Лизинг» (на 34%), «ВТБ Лизинг» (на 10%). Сокращение объема нового бизнеса привело к падению их доли на рынке на 5 процентных пунктов (п. п.), до 31%, отмечают в «Эксперт РА». Основной удар пришелся на корпоративный сегмент, прежде всего на авиационный и железнодорожный лизинг, которые составляют около половины портфеля российских участников рынка.

«Наибольшее снижение показателей нового бизнеса у нас произошло в капиталоемких отраслях»,— говорит гендиректор «ВТБ Лизинга» Дмитрий Ивантер. «В связи с локдауном из-за пандемии во втором квартале прошлого года были отложены либо полностью остановлены масштабные инвестпроекты»,— добавляет гендиректор «Сбербанк Лизинга» Вячеслав Спиров.

Вместе с тем ряд экспертов с оптимизмом смотрят на судьбу наиболее провалившихся сегментов. За счет эффекта низкой базы в этом году в авиационном лизинге возможен «значительный рост», не менее 20%, полагает старший директор «Эксперт РА» Руслан Коршунов. Гендиректор «ПСБ Лизинг» Сергей Огиенко и Дмитрий Ивантер возлагают надежды в этом плане на региональные авиаперевозки. 

Железнодорожный сегмент пока выглядит менее перспективным. По прогнозам господина Коршунова, в 2021 году лизинг этой техники может обвалиться еще на 10%, начала восстановления он ожидает не раньше 2022 года. Околонулевых темпов роста ждут Рустем Мухамедов и управляющий директор ГК «Альфа Лизинг» Ольга Гришина. 

Зато все участники солидарны, что драйвером отрасли останется сегмент грузовых и легковых автомобилей, прежде всего розничного направления. 

 

Илья Усов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное