Китайское статведомство по итогам января—февраля зафиксировало рекордное улучшение целого ряда показателей: промышленное производство, розничные продажи и капвложения выросли более чем на 30% год к году. Прежде всего такой бурный рост объясняется эффектом низкой базы — в прошлом году именно на эти месяцы пика эпидемии COVID-19 в Китае пришелся максимальный спад деловой активности. Эксперты ожидают, что с учетом предполагаемого сокращения экономических стимулов темпы восстановления китайской экономики далее могут замедлиться, но, скорее всего, они все равно превысят установленный на 2021 год официальный ориентир «более чем 6%» роста ВВП.
Объемы промпроизводства в Китае, по данным Национального бюро статистики КНР, в январе—феврале 2021 года выросли на 35,1% — это самый большой прирост в годовом выражении за несколько десятилетий. К январю—февралю 2019 года показатель вырос на 16,9%. Самый сильный рост отмечен в сегменте производства оборудования и в секторе высоких технологий (плюс 59,9% и 49,2% соответственно). Розничные продажи — еще один ключевой показатель состояния экономики — за два месяца выросли по сравнению с таким же периодом прошлого года на 33,8% (на 6,4% за последние два года).
Капвложения в КНР также значительно подросли — на 35% (плюс 3,5% к уровню 2019 года). При этом инвестиции в инфраструктуру, поддержанные стимулирующими мерами правительства, выросли на 36,6%, инвестиции в производство — на 37,3%, в том числе в сектор высоких технологий — на 50,1%, в недвижимость — на 38,3%.
Резко вырос и объем иностранных инвестиций в китайскую экономику: по данным Минкоммерции КНР, за январь и февраль он увеличился год к году сразу на 34,2%, до $26 млрд.
Особенно заметно увеличились капвложения из стран Евросоюза (на 31,5%), АСЕАН (28,1%) и стран—участниц инициативы «Один пояс — один путь» (26,2%). Внешняя торговля КНР также восстановилась: экспорт за два месяца вырос на 50,1%, импорт — на 14,5%.
В Capital Economics отмечают, что такой существенный рост показателей в годовом выражении объясняется в первую очередь эффектом низкой базы (на первый квартал прошлого года пришелся пик пандемии в Китае, ВВП тогда сократился на 6,8%). В помесячном сравнении прирост розничных продаж, к примеру, составил в январе—феврале минус 0,4% против плюс 1,3% в декабре.
В прошлом году Китай стал одной из всего двух стран «двадцатки», сумевшей сохранить положительные темпы роста (плюс 2,3%, у Турции — плюс 1,8%), тогда как в среднем по всем странам спад составил 3,3%.
Татьяна Едовина




SIA.RU: Главное