Новости

Ритейлеры займут у поставщиков. Сети больше не надеются на банковские кредиты. Ритейлеры увеличивают отсрочку по оплате за поставленный товар в два-три раза, до 60-90 дней

Финансовый кризис заставляет розничные компании сокращать инвестиции и искать новые источники финансирования.
Ритейлеры больше не надеются на банковские кредиты, зато собираются занимать у своих поставщиков, увеличивая отсрочку по оплате за поставленный товар в два-три раза, до 60-90 дней. О финансовом одолжении производителей уже попросили "Виват", "Самохвал" и "Мосмарт".

На прошлой неделе пермская розничная сеть "Виват" (более 50 магазинов площадью около 1 тыс. кв. м) разослала поставщикам письма с просьбой увеличить отсрочку по платежам за поставленный в сеть товар с 30 до 90 банковских дней. Кредиты от поставщиков нужны "Вивату", "чтобы аккумулировать значительный объем денежных средств в преддверии оферты по облигациям на 1 млрд руб. (состоится 23 октября.-- "Ъ")", говорится в письмах.

Совладелец сети "Виват" Вадим Юсупов утверждает, что обращается за финансовой помощью к поставщикам только в крайних случаях. "Сейчас как раз такой случай -- в стране финансовый кризис",-- резюмирует он. По его словам, "Виват" договаривается с банками о предоставлении кредитов для прохождения оферты, но этих денег может не хватить:
"Исходя из ситуации на фондовых рынках, мы готовимся к тому, что предъявят к погашению весь выпуск". Чтобы поставщик согласился на большую отсрочку, "Виват" согласна отменить для него различные денежные бонусы -- за вхождение в сеть, маркетинговые затраты и прочее, рассказывает господин Юсупов.

Другие сети тоже замораживают расчеты с поставщиками, если им нужны деньги, но предупреждают редко, жалуются сами поставщики. Например, к сети "Мосмарт" (на начало 2008 года объединяла 65 магазинов "Мосмарт", "Мосмарт-экспресс", "Мосмарт-макси" и "Мосмартик" в Москве и других городах) с лета поставщики подали семь исков на общую сумму чуть более 35,5 млн руб., говорится на сайте Московского арбитражного суда, а к московской сети "Самохвал" (управляет более 65 одноименными супермаркетами, мини-маркетами и десятью ТЦ в Москве и области) -- 26 исков на общую сумму примерно 53,4 млн руб.

По словам совладельца "Самохвала" Дмитрия Кувшинова, для его сети кредитные линии от поставщиков -- дорогой, но быстрый способ получить деньги на развитие. По его оценке, ставка кредита от поставщика (12-18% годовых в рублях) сейчас почти не отличается от банковской (12-16% годовых), только банк дает кредит на год-два, а поставщик -- на три месяца максимум. Самую большую отсрочку, говорит он, готовы предоставлять алкогольные компании: 45-90 дней. Западные производители, например французский Danone, наоборот, требуют расчета уже через семь дней после отгрузки товара.

Представитель крупного холдинга, производящего молочные продукты, называет отсрочку платежа до 60-90 дней "самоубийством": "Если нам выставят такие условия, мы просто прекратим поставки". Председатель совета директоров "Инмарко" (мороженое) Дмитрий Докин в принципе готов "выручить" сети в трудную минуту, правда, с одной оговоркой:
"Все уступки, сделанные нами сейчас, должны быть на 100% учтены сетями в будущем".

В целях экономии средств ритейлеры тоже сокращают бюджеты. "Самохвал" пересмотрел стратегию: сеть будет открывать магазины только в Москве и Московской области, хотя ранее планировала выход в регионы.

Одни из крупнейших продуктовых ритейлеров в России -- Х5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и др.) и "Седьмой континент" -- не готовы рассказывать, как пострадали от кризиса. Гендиректор "Седьмого континента" Степан Ковальчук утверждает, что у компании "все в порядке с деньгами" и ее инвестиционные планы не меняются. Источник в X5 говорит, что компания следит за ситуацией и, если примет решение о сокращении капзатрат, то объявит об этом.

Кристина Ъ-Бусько, Анна Ъ-Рябова; Надежда Ъ-Емельянова, Пермь


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное