На фоне подорожания топлива в правительстве заговорили о возможности возобновления соглашений с нефтекомпаниями о заморозке оптовых цен. Если так произойдет, для нефтяников это будет означать дополнительные потери от сдерживания цен. Однако, отмечают эксперты, такой вариант лучше альтернативы в виде запрета экспорта бензина.
Правительство поручило Минэнерго рассмотреть «целесообразность» заключения соглашений с нефтекомпаниями о заморозке цен на топливо, сообщил курирующий вице-премьер Александр Новак. По его словам, в течение одной-двух недель будет «дополнительно изучена ситуация и подготовлены соответствующие предложения». Среди других возможных мер вице-премьер упомянул ограничение экспорта бензина.
К ограничению розничных и мелкооптовых цен в 2018 году прибегало правительство, где отрасль курировал вице-премьер Дмитрий Козак. Затем был введен демпфер – механизм, который позволяет частично покрывать разницу между внутренней и экспортной оптовой ценой за счет бюджета. В 2019 году власти официально отменили соглашения.
Однако декларировали, что рост цен на АЗС не должен превышать инфляцию, что фактически является неофициальной формой контроля.
В 2021 году из-за резкого увеличения цен на нефть сдерживать стоимость топлива уже удается не слишком хорошо: по данным Росстата, с начала года к 7 июня бензин подорожал на 4,1% при инфляции в 3,7%. Цены на дизтопливо выросли на 2,1%. Повышение цен в рознице, в свою очередь, обусловлено увеличением оптовых цен до исторических максимумов.
Предметом соглашений, если они будут введены, могут стать мелкооптовые цены – таким образом, основные потери от контроля понесут нефтяники, а не владельцы АЗС. Российский топливный союз, объединяющий владельцев независимых заправок, уже просил Александра Новака вернуться к практике топливных соглашений, жалуясь на убытки из-за роста оптовых цен.
В ФАС перенаправили вопрос о соглашениях к. В Минэнерго “Ъ” сообщили, что «уже успешно работает» скорректированный с 1 мая демпферный механизм, который в том числе направлен на поддержание доходности розничного бизнеса АЗС. «Если этой корректировки будет недостаточно, могут быть применены ряд других мер, таких как заключение соглашений с нефтекомпаниями по топливным ценам, запрет на экспорт бензина и дополнительное повышение биржевых нормативов», – уточнили в Минэнерго.
В министерстве заверили, что складывающийся на рынке сезонный рост спроса на топлива полностью обеспечен текущим производством.
По мнению экспертов, заключение соглашений – «исключительная ситуация», которая возникла в условиях отсутствия компенсирующих механизмов. В отличие от 2018 года, сегодня действует демпфер, частично компенсирующий нефтяникам убытки. В то же время, признают эксперты, для нефтекомпаний заключение соглашений будет более целесообразно по сравнению с перспективой ограничения экспорта, поскольку это не нарушит выстроенных цепочек поставок топлива.
Дмитрий Козлов




SIA.RU: Главное