Новости

Ситуация критическая: российский транзит грузов встал на китайский карантин

Резкий рост транзитных грузоперевозок между Китаем и Европой на фоне борьбы с коронавирусом необычайно усложнил и иногда парализовал работу российских пунктов пропуска. На автомобильных погранпереходах скапливаются сотни фур, а водители вступают в драки за место в очереди. На железной дороге тоже наблюдаются заторы, в чем ОАО РЖД винит строгие карантинные меры со стороны Китая, а участники рынка — также нехватку порожних контейнеров и сбои в работе российской сети. Новая вспышка коронавируса в КНР грозит усугубить эти проблемы.

В последние два года сухопутные перевозки азиатских грузов через территорию РФ растут невиданными прежде темпами. Если в 2020 году транзит контейнеров по сети ОАО РЖД на маршруте Китай—Европа—Китай превзошел показатели 2019 года за три квартала, то в этом году — всего за полгода. Всплеск транзита по суше вызван как восстановлением мировой экономики после пандемии, так и беспрецедентным — в семь раз — взлетом ставок морского фрахта в сообщении Китай—Европа. Кроме того, на участников рынка повлиял инцидент с блокировкой Суэцкого канала в марте.

Резкий приток грузов обнажил неготовность инфраструктуры. Так, по словам многих участников рынка, критическая ситуация сложилась на крупнейшем сухопутном переходе Забайкальск—Маньчжурия, где есть как железнодорожный, так и автомобильный пункт пропуска. «По нашим субъективным оценкам, на территориях рядом с погранпереходом в ожидании заезда ежедневно находится около 500 автомобилей, в среднем машина стоит неделю,— рассказывает руководитель направления автоперевозок из Китая "Траско" Максим Игнатов.— Неделя простоя одного автомобиля обходится компании примерно в 150 тыс. руб.». По его словам, значительное осложнение ситуации на границе наблюдается с мая. Сроки доставки увеличились на две-три недели, говорит руководитель московского отдела международного экспедирования логистической компании «Даксер» Артем Викторович.

Антитела к транзиту

Первопричина проблемы — повышенные меры эпидемиологической безопасности, введенные Китаем. Так, по данным Минтранса, с 17 апреля 2020 года количество въезжающих в КНР грузовых транспортных средств (ТС) было снижено до 12 в сутки, с июня 2020 года было увеличено до 60 автомобилей в сутки.

При этом источники “Ъ” на рынке говорят, что до COVID-19 через погранпереход Забайкальск—Маньчжурия проезжало примерно 150–200 грузовиков в день. Сейчас же порой квот нет совсем. Учредитель VIG Trans Игорь Ребельский говорит, что в январе—феврале власти КНР на две недели полностью остановили пропуск машин на свою территорию по причине разбирательств в коррупционных схемах по выдаче квот для российских перевозчиков.

Власти Китая ввели именную систему квотирования. Китайский грузоотправитель или работающий на территории КНР агент подает заявку в электронную очередь в Китае и, когда та до него доходит, заявляет номер машины, которая на следующий день должна будет зайти из России в Китай и загрузиться.

По данным участников рынка, сейчас Китай нарастил квоту до 100 грузовиков в сутки. Но МАПП «Забайкальск» может обработать на заезд в Китай только примерно 80 порожних автопоездов. Китайская очередь каждые сутки формируется заново, и те 20 грузовиков, которые не успели заехать в предыдущий день, должны снова встать в нее.

Машины пытаются в эту очередь прорваться, объезжая по полю или по встречной полосе,— рассказывает господин Игнатов.— В очереди возникают конфликты, прежде всего между водителями Забайкальского края и Бурятии и дальнобойщиками из других регионов. Порой доходит до драк за порядок заезда. Серьезно избили водителя московского федерального перевозчика, из очереди его увезли на скорой в бессознательном состоянии».

Машины, получившие пропуск, но не успевшие въехать, вынуждены отправляться в конец очереди, и это существенно обостряет и без того напряженную обстановку, подтверждает директор по развитию бизнеса Gebrueder Weiss Николай Гладун.

Круговорот грузовиков на границе

Еще одна проблема — тестирование водителей. «Российские водители, въезжающие на территорию КНР через пункт пропуска "Маньчжурия", должны предоставить справку с отрицательным ПЦР-тестом, сделанным не ранее семи дней назад,— рассказывают в Минтрансе.— Дополнительное тестирование также проводится на китайской стороне».

Третья проблема — заработавшая в декабре 2020 года система бесконтактного взаимодействия на пунктах пропуска. Как отмечают в ФТС, китайская сторона разработала следующую схему: грузовой автомобиль заезжает в пункт пропуска КНР, оставляет прицеп, затем возвращается в Россию без него. После того как в Китае прицеп загружен товарами, автомобиль снова въезжает и забирает прицеп в Россию. «Подобная схема значительно увеличивает количество времени на оформление каждого въезда / выезда одного автомобиля и существенно увеличивает нагрузку на российские таможенные органы»,— говорят в ФТС. О перецепной системе, когда китайский тягач отбуксовывает российские прицепы на нейтральную территорию, где товар перегружается в ТС китайских перевозчиков для дальнейшего движения по стране, говорит и Николай Гладун.

Разгрузка ТС, говорят в Минтрансе, производится в день заезда по мере разгрузки уже находящихся на территории КНР российских автомобилей. Остальные грузовики находятся на российской территории в ожидании въезда в КНР. «При данных условиях количественный состав убывших из России автомобилей снижается, вследствие чего возникают очереди в ожидании пропуска»,— резюмируют в министерстве.

В ФТС подтверждают скопление грузового автотранспорта у погранперехода МАПП «Забайкальск»: «По состоянию на 8:00 утра 6 августа количество автомобилей перед пунктом пропуска составило 258 единиц.

Однако причиной простоя не являются российские таможенные органы». В ФТС отмечают, что информация о пропуске лишь части китайской квоты в 100 машин «не соответствует действительности», говоря о том, что «через МАПП "Забайкальск" таможенную границу ЕАЭС ежедневно в обоих направлениях пересекают в общей сложности свыше 300 транспортных средств, в том числе по направлению "въезд в РФ" до 80 единиц груженых транспортных средств и до 25 единиц новой техники, перемещаемой через таможенную границу в качестве товара (своим ходом)».

Ускорить своих и чужих

В ФТС говорят, что таможенные органы пытаются ускорить процедуру оформления: Читинской таможней в отдел таможенного оформления и таможенного контроля №1 прикомандированы должностные лица иных структурных подразделений таможенного поста МАПП «Забайкальск», а также дополнительно организовано пять рабочих мест. В Минтрансе сообщают, что в этом году уже направляли обращения в адрес китайского Минтранса и главного таможенного управления. «Вопрос ограничения проезда транспортных средств планируется обсудить с китайской стороной в рамках заседания рабочей группы по пунктам пропуска подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая, которая состоится во второй половине августа»,— говорят в министерстве.

Дальнейшее развитие ситуации спрогнозировать сложно, говорит Ирина Синявская, с учетом зарегистрированных в Китае новых вспышек заболевания: «Китайских водителей начинают тщательнее проверять на коронавирус, что удлиняет транзитные сроки».

Игорь Ребельский говорит, что помимо низкой пропускной способности погранперехода проблема и в огромном количестве грузов, скапливающихся на складах в городе Маньчжурия. Это подтверждает Артем Викторович, говоря, что время консолидации грузов на приграничных и нейтральных зонах увеличилось до двух-трех недель, что существенно сказалось на транзитных сроках доставки.

«В июне мы наблюдали значительные очереди на въезд в Китай,— говорит руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов.— Временные задержки составляли 8–12 дней. В настоящий момент очереди сократились, и перевозчики тратят два-три дня на проезд через погранпереход Забайкальск—Маньчжурия. Были приняты некоторые меры: на границе находятся несколько инспекторов ДПС, которые следят, чтобы водители не объезжали очередь».

Гендиректор и сооснователь Alltrucks Михаил Мезенцев отмечает, что рост спроса на трансграничные перевозки с Китаем помимо прочих факторов также вызван тайфуном в порту Шанхая и заторами на железнодорожных погранпереходах — проще перевести груз через границу автотранспортом, чтобы потом вновь поставить его на железную дорогу.

На рельсах те же проблемы

Отправки в Китай по железной дороге тоже тормозятся. В ОАО РЖД ждут роста перевозок груза в контейнерах в направлении Китая на 8,5% в этом году. «Есть затруднения, связанные с приемом контейнеров, которые едут в Китай через порты Дальнего Востока,— рассказывает замгендиректора ОАО РЖД Алексей Шило.— То есть судно отгружается, после этого стоит несколько дней в связи с неприемом китайскими портами».

По данным ОАО РЖД, проблемы связаны в том числе с тем, что, если у одного докера выявили вирус, всю смену отправляют на карантин.

«Такая же ситуация у нас была в прошлом году в Маньчжурии: там технология приема-передачи выстроена таким образом, что наши работники приезжают в Маньчжурию и работают с грузами, прибывающими из Китая, на их территории,— говорит господин Шило.— И у нас были серьезные сложности с прохождением всех санитарных процедур. В конечном итоге мы пришли к необходимости полностью изменить технологию и прекратили отправлять туда своих людей».

Ситуация с пунктами пропуска, говорит господин Шило, пока кардинально не меняется. «Нарастающим итогом за июль снизили объем перевозок всех грузов из России в Китай на 11,5%, в первые дни августа снижение составило 27,7%, по углю — 45%,— сообщил он.— Есть дополнительные опасения у коллег в связи с новой вспышкой коронавирусной инфекции, и мы ожидаем, что здесь прорывных изменений не будет». Более того, как признается Алексей Шило, общий план погрузки ОАО РЖД на 2022 год, предполагающий рост на 2,2% к 2021 году, во многом «будет зависеть от того, как будет работать с приемом грузов Китай».

Сложная ситуация сейчас наблюдается на всех погранпереходах, говорит директор Rail Cargo Logistics — RUS Андрей Детинкин: «Объем контейнерных перевозок стабильно растет из года в год, а ситуация с погранпереходами почти не меняется. Большинство из них — Забайкальск, Замын-Ууд, Брест — находятся в плохом состоянии и уже не справляются с текущими объемами».

Наталья Скорлыгина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное