Новости

Прогноз: Дефицит на авторынке сохранится как минимум до середины 2022 года

С конца 2020 года на авторынке начал наблюдаться дефицит автомобилей: глобальная нехватка микрочипов, возникшая на фоне резкого восстановления спроса после пандемии, сказалась на объемах выпуска. Вместе с тем после ограничений на фоне пандемии и невзирая на растянутый по времени рост цен после нескольких волн девальвации рубля — в марте и июле 2020 года — спрос на автомобили пошел вверх.

Возможности перераспределять компоненты на наиболее интересные и крупные рынки в 2021 году становились все более ограниченными, ситуацию ухудшали и логистические проблемы. Так, с июня начались остановки на наиболее крупном автоконцерне — АвтоВАЗе,— что заметно отразилось на смещении с лидерской позиции в месячных рейтингах Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) более дешевой Lada Granta в пользу Lada Vesta.

У других популярных брендов, как рассказывали собеседники “Ъ” в авторитейле, к осени значительно сократилась квота поставляемых автомобилей. В итоге при стабильно высоком спросе осенью, исходя из данных АЕБ, значительно просел в рейтинге, например, бренд Volkswagen. Проблему с компонентами наиболее удачно решили разве что китайские марки (Haval, Chery), которые, наоборот, стабильно закрепились в топ-15 продаж.

При этом спрос на автомобили продолжает подогревать повышение цен — в пределах 20–25% за прошедшие месяцы, что, по оценкам «Автостата», быстрее, чем в 2015 году, после обвала курса рубля в декабре 2014 года. Все это позволило дилерам начать зарабатывать на имеющихся в наличии предложениях за счет различных дополнительных опций. В «Банкавто» оценивали, что 95% автомобилей сейчас продаются с «допами». По оценкам “Ъ”, на долю дополнительных опций приходится уже до 30% стоимости автомобиля.

По оценкам аналитиков, дефицит на рынке сохранится как минимум до середины 2022 года. Это продолжит сказываться на общих объемах реализации, особенно при относительно высокой базе начала 2021 года, и автопродажи, по оценкам «ВТБ Капитала», продолжат начавшееся во втором полугодии падение и дальше.

Ольга Никитина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Авторынок ищет дно":
Все материалы сюжета (89)