Новости

Командировки снова в моде: число авиаперелетов вернулось на допандемийный уровень

Объем авиаперелетов по рабочей необходимости в России в 2021 году восстановился до уровня 2019 года, следует из данных большинства опрошенных “Ъ” перевозчиков и компаний, занимающихся организацией корпоративных перелетов.

По оценке Союза агентств делового туризма (САД), полеты по работе составляют до 50% от всего пассажиропотока в РФ (128 млн человек в 2021 году). Только 10% из них приходится на агентства, занимающиеся корпоративными бронированиями (до 5,5 млн в 2021 году), три крупнейших — «Аэроклуб», «Випсервис» и Continent Express. Опрошенные “Ъ” игроки оценивают объем рынка деловых путешествий в РФ в 2019 году в 670–700 млрд руб., из которых расходы на перелет могут составлять 10–25%.

По оценке Союза агентств делового туризма, несмотря на восстановление пассажиропотока, большинство компаний делового туризма в 2021 году получили выручку в 80–85% от 2019 года. В «Випсервисе» объем платежей за перелеты упал на 6% в сравнении с 2019 годом. В Continent Express полагают, что корпоративный сегмент восстановился в среднем на 50%: «По разным индустриям разная динамика — от 30% до 120%».

По данным «Аэроклуба», в 2021 году доля «Аэрофлота» на внутренних рейсах в объеме продаж деловых перелетов сократилась с 54% в 2019 году до 47%. S7 нарастил свою долю до 23%, а «Победа», занимавшая только пятое место в 2019 году, замкнула топ-3 с 6%. Те же показатели у Utair, за ним следуют «Уральские авиалинии» с 3%. На зарубежных направлениях доля «Аэрофлота» сократилась с 56% до 46%. На второй позиции — Turkish Airlines, ее доля выросла с 3% до 8%. На третьей строчке — Air Astana, за ней — Emirates. Самое значительное падение спроса — до десятого места — зафиксировано на рейсах Lufthansa, два года назад занимавшей вторую строчку.

В САД подчеркивают, что перетекание «спроса» обусловлено текущей разрешенной географией полетов и внутренним перераспределением внутри групп авиакомпаний. В Continent Express сокращение доли «Аэрофлота» объясняют тем, что в допандемийных бизнес-маршрутах лидировали Великобритания, США, Франция. Сейчас география полетов заказчиков сместилась на Юго-Восточную Азию, Африку, во многие локации «Аэрофлот» напрямую не летает.

В S7 зафиксировали, что в 2021 году объемы корпоративных продаж почти на 30% превысили показатели 2019 года, в основном за счет новых клиентов.

Самые стабильные показатели по числу перелетов в S7 были у клиентов из отрасли строительства и добычи полезных ископаемых. Финансовый сектор и IT восстановили свои объемы лишь на 40%, указывают в S7. Доля возвратных тарифов среди корпоративных клиентов была и остается выше, чем у розничных пассажиров.

По данным «Випсервиса», средняя стоимость делового перелета даже выросла, следуя за общей тенденцией роста цен на авиабилеты: для эконом- и бизнес-класса на 11% в 2021 году к «среднему чеку» в 2020 году. По данным «Авиасейлс для бизнеса», средний чек на перелет экономклассом в одну сторону за границу в 2021 году составил 28,7 тыс. руб., а внутри России — 12,3 тыс. руб.

Айгуль Абдуллина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное