Рентабельность бизнеса АЗС к исходу зимы в этом году оказалась гораздо выше, чем в прошлом, следует из данных Refinitiv. По оценкам компании, на 12 февраля маржинальная доходность заправок в европейской части РФ, рассчитываемая как разница между закупочными мелкооптовыми ценами топлива и розничными, при продаже бензина АИ-92 составляла 11,8%, в Сибири и на Дальнем Востоке — 6%. Год назад на середину февраля маржинальная доходность АЗС составляла 4,7% и 1,7% соответственно.
Такая ситуация объясняется тем, что оптовые цены на бензин в России, несмотря на рост цен на нефть за год в полтора раза, сейчас остаются на тех же уровнях, что и в феврале 2022 года. Так, по данным СПбМТСБ, 16 февраля АИ-92 стоил 51,9 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — до 54,4 тыс. руб. за тонну. При этом розничные цены, согласно Росстату, выросли за год примерно на 9%.
Прибыльность торговли бензином на АЗС вернулась еще в конце ноября 2021 года, когда в оптовом звене под влиянием сезонного снижения спроса на внутреннем рынке цены начали падать, а в рознице — продолжили расти на уровне инфляции, поясняют в «Петромаркете». В начале 2022 года картина похожая: оптовые цены на топливо сдерживает не только демпфер (выплачиваемые государством компенсации нефтяным компаниям), но и низкий спрос на внутреннем рынке.
Читайте также:
Средняя по России чистая маржа АЗС при реализации АИ-92 составляет 1,8 руб. за литр, АИ-95 — 3 руб. за литр, подсчитал «Петромаркет». В компании отмечают, что по дизтопливу, как летнему (включая межсезонное), так и зимнему, ситуация обратная — розничные продажи убыточны на 2 руб. и 5 руб. за литр соответственно.
Предполагается, что ближе к весенним ремонтам на НПЗ и активизации спроса стоимость бензина возобновит рост. Чтобы не допустить резких скачков стоимости топлива на АЗС, регуляторы готовы пойти на корректировку демпфера и увеличить компенсации нефтекомпаниям.
Пока же нефтекомпании из-за низкого сезона зарабатывают на оптовых поставках топлива в РФ меньше, чем на экспорте.
Дмитрий Козлов