Санкционный день открыл премьер Великобритании Борис Джонсон, объявив в парламенте о введении совместно с США «полной заморозки активов ВТБ». Аналогичные санкции были наложены на оборонный Промсвязьбанк, банк «Россия», ИС-банк, ЧБРР и Генбанк. По словам Бориса Джонсона, российские банки будут полностью лишены доступа к британской финансовой системе и не смогут осуществлять платежи в фунтах и расчеты через Великобританию.
Президент США Джо Байден вечером 24 февраля объявил о введении жестких санкций против четырех российских банков. В SDN-лист попали государственные ВТБ и «ФК Открытие», опорный для «Ростеха» Новикомбанк, а также частный Совкомбанк и их дочерние организации, среди которых, например, Вьетнамско-Российский совместный банк (ВРБ), РГС-банк и «Росгосстрах». В «черный список» попал даже Озон-банк (бывший Оней-банк), как связанная с Совкомбанком организация, хотя сделка по его продаже прошла в мае 2021 года.
Секторальные ограничения коснулись Газпромбанка (ГПБ), Россельхозбанка (РСХБ), Альфа-банка и МКБ — им нельзя будет привлекать новый долг и акционерный капитал начиная с 26 марта 2022 года.
Крупнейший в РФ Сбербанк тоже попал под санкции, но особым порядком. Американским клиентам предписано в течение 30 дней закрыть в нем корреспондентские счета и счета PTA (депозитные счета до востребования, через который банковские учреждения, расположенные в США, предоставляют привилегии на выписывание чеков клиентам других учреждений, часто — иностранных банков). Все платежи и переводы клиентов Сбербанка в долларах США будут отклоняться. Санкции касаются и 25 иностранных дочерних организаций банка, принадлежащих ему на 50% и более.
При этом Минфин США разрешает инвесторам проводить сделки с акциями и долговыми бумагами Сбербанка, ВТБ, Совкомбанка, «ФК Открытие» и ВЭБ.РФ, а также всеми дочерними компаниям, принадлежащим им на 50% и более, до 25 мая 2022 года.
Минфин США в сообщении подчеркивает, что ограничения нацелены на 80% всех банковских активов в России, и повлекут «долгосрочные последствия для российской экономики и финансовой системы». По данным Вашингтона, ежедневно российские финансовые организации проводят операции с иностранной валютой на сумму около $46 млрд по всему миру, 80% которых осуществляется в долларах США. Большая часть этих трансакций теперь будет невозможна, отмечают в Минфине США.
Помимо банков США ограничили доступ к валютному финансированию для крупнейших российских промышленных и транспортных госкомпаний.
Американским гражданам и компаниям запрещено инвестировать в долговые инструменты сроком обращения более 14 дней, выпущенные «Газпромом», «Газпром нефтью», «Транснефтью», «Ростелекомом», «РусГидро», АЛРОСА, «Совкомфлотом» и ОАО РЖД.
В наибольшей степени запрет может коснуться «Газпрома», который активно привлекал финансирование на международном рынке: сейчас у компании обращаются 25 выпусков еврооблигаций, номинированных в долларах, евро и швейцарских франках, общим объемом около $30 млрд. В «РусГидро» (с остальными фигурантами перечня не удалось связаться или получить комментарии) “Ъ” сообщили, что санкции не повлияют на надежное и бесперебойное энергоснабжение потребителей: «У компании весь кредитный портфель рублевый».
Как отмечает руководитель юридической практики CM Grace Consulting Екатерина Орлова, анонсированные Великобританией санкции изложены в виде приложения к Regulations 2019 (S.I. 2019/855). Ни само приложение, ни данный акт не устанавливают сроки для прекращения взаимоотношений с санкционными компаниями, но предусматривают немедленную заморозку активов.
Читайте также:
Для санкционных целей британские власти определяют подконтрольность компании не только с помощью общепринятого критерия «50% плюс 1 акция», но и учитывают «право на назначение большинства членов совета директоров, а также возможность определять ведение бизнеса подконтрольного лиц», добавляет руководитель международной практики юрфирмы Vegas Lex Наталия Абцешко. Она уточняет, что «ограничения на дочерние и подконтрольные компании подсанкционного лица распространяются автоматически, при этом грейс-период для таких компаний может быть предусмотрен общей или специальной лицензией».
Но на текущий момент, добавляет госпожа Абцешко, нет информации о выдаче санкционным регулятором Великобритании (Office of Financial Sanctions Implementation, OFSI) общей лицензии, которая бы распространялась на санкции в отношении ВТБ, «таким образом, в нашем понимании, грейс-периода для заморозки активов дочерних обществ ВТБ в Великобритании не предусмотрено». При этом, указывает Екатерина Орлова, у заинтересованных лиц сохраняется право обратиться за лицензией в OFSI и получить право на сохранение трансакции или установить сроки для ее прекращения.
Ольга Шерункова, Максим Буйлов, Анна Занина, Юрий Барсуков





SIA.RU: Главное