Новости

Россияне все больше жалуются на банки

По итогам первого квартала 2022 года в ЦБ поступило 94,5 тыс. жалоб от потребителей финансовых сервисов. Это на 38,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года, следует из материалов регулятора.

Больше всего жалоб пришлось на кредитные организации — 51,6%. Однако этот показатель на 10 процентных пунктов (п. п.) ниже, чем годом ранее. Несколько снизилось число жалоб на микрофинансовые организации (11,6% против 13,5% годом ранее), а число жалоб на участников и субъектов рынка коллективных инвестиций выросло на 2,5 п. п., до 5,2%.

Изменилась и структура обращений. Так, впервые на жалобы, связанные с введением санкций, пришлось 10% от общего количества, большинство из них касалось кредитных организаций и субъектов рынка ценных бумаг. В сравнении с прошлым годом больше жалоб пришлось на проблемы с расчетными счетами, вклады и банковские карты и банкоматы. Что касается основной категории жалоб — потребительского кредитования, почти 40% жалоб в этой категории были связаны с трудностями с погашением. Для сравнения: годом ранее в этой связи к регулятору обращались лишь 25,3%.

Опрошенные участники банковского рынка не стали комментировать данные ЦБ. В других сегментах участников рынка подтверждают рост числа жалоб. Количество обращений потребителей, поступивших в СРО «МиР» в первом квартале 2022 года, в несколько раз превышает показатель в первом квартале 2021 года, приводит данные председатель совета СРО Эльман Мехтиев. При этом количество жалоб растет непропорционально росту количества выдаваемых займов — в первом квартале 2022 года выдача займов на микрофинансовом рынке сократилась на 26,6%. Впрочем, отмечают в СРО, доля обоснованных жалоб остается стабильной, не превышает четверти всех обращений. В СРО ожидают дальнейшего роста количества обращений, однако уверены, что значительную их часть можно снять на уровне самих компаний.

Фиксируют рост обращений, хотя пока и не такой значительный, и в Федеральной службе судебных приставов (ФССП). Так, за первые три месяца текущего года ФССП получила 10,3 тыс. жалоб, что всего на 1% выше прошлогоднего показателя. При этом количество обоснованных обращений в ФССП растет более быстрыми темпами — на 2%, до 5,5 тыс. шт.

Подавляющее большинство заемщиков жалуется на нарушение правил взаимодействия (32%), психологическое давление (14%), раскрытие персональных данных (13%), приводят данные в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств.

Полина Трифонова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное