Тренд сокращения программ лояльности добрался и до клиентов, обсуживающихся по премиальным программам. Это следует из сообщений банков и информации на их сайтах. В Росбанке комиссию 0,5% за обслуживание валютных счетов физических лиц с начала июля начисляют, если сумма превышает 10 тыс. евро или долларов, для премиальных клиентов комиссия действует от 25 тыс. евро или долларов. Для премиальных клиентов Райффайзенбанка комиссия за покупку валюты на брокерский счет составит 1% от суммы свыше 50 тыс. в валюте счета (для обычных клиентов 3%). Для получения бесплатного обслуживания поднимается средний остаток на счетах, в том числе с учетом увеличения расходов по картам.
Сами премиальные клиенты отмечают, что банки предлагают теперь им самим оплачивать часть услуг с возвратом средств в виде баллов и кэшбэков и значительно сокращают привилегии. «Все банки, которыми я пользуюсь, урезали премиальные пакеты. Необходимо было поддерживать остаток в несколько миллионов рублей на счетах для доступа к бесплатному обслуживанию продукта, при этом банк ограничил снятие наличных, ввел комиссию на переводы, уменьшил все лимиты»,— рассказывает партнер «Правовой группы» Владимир Шалаев.
К премиальному традиционно относят два сегмента клиентов: affluent (капитал от 4 млн до 60 млн руб.) и pre-affluent (от 1,4 млн до 4 млн руб.). По данным Anderida Financial Group, на сегодня количество премиальных клиентов банков не превышает 3,7–3,8 млн человек. Причем 75–80% из них обслуживаются в группах Сбербанка и ВТБ.
С точки зрения закона права премиальных клиентов на получение программ лояльности не закреплены. «Если в договоре на присоединение к банковскому счету, на обслуживание либо ином юридически обязывающем документе не сформулировано это как обязательство, у клиента нет контроля над действиями банка»,— поясняет партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов. Для банков такие действия чреваты преимущественно репутационными потерями и перетоком клиентов к конкурентам, добавляет управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.
Большинство банкиров не ответили на запросы о премиальных клиентов. Однако некоторые говорят о притоке в сегменте. В частности, в Сбербанке сообщили, что число премиальных клиентов выросло за полгода с 103 тыс. до 110 тыс. человек. В конце июля глава банка «ФК Открытие» Михаил Задорнов заявил о росте за полугодие клиентской базы группы «в части клиентов премиального обслуживания».
Полина Трифонова





SIA.RU: Главное