На рассмотрение в Госдуму 2 сентября внесен законопроект, основная задача которого «определить условия осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности физлиц кредитными и микрофинансовыми организациями (МФО)».
Кроме того, документ уточняет особенности осуществления надзора за деятельностью профессиональных коллекторских, кредитных и МФО, а также перечень и основания применения мер реагирования, которые вправе осуществлять ФССП при осуществлении надзора. Предлагается, в частности, вносить указанные организации в специальный реестр и обязать их делать аудиозаписи всех случаев непосредственного взаимодействия с должником, чтобы уберечь его от нарушений.
Участники рынка поддерживают законопроект, однако отмечают, что в нем еще много неточностей и спорных моментов. «Согласно базовым стандартам, МФО, так же как и коллекторы, уже давно обязаны делать такую аудиозапись, в отличие от банков. И в данном случае это хороший пример устранения регуляторного неравенства,— указывает директор СРО "МиР" Елена Стратьева.— Однако в законопроекте не хватает более четкой формулировки, касающейся взаимодействия с должником посредством "телефонных переговоров", "голосовых сообщений", а также сильно ограничены возможности отправки информации о задолженности через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ)».
С ней согласен и председатель совета НАПКА Эльман Мехтиев: «Половинчатость формулировок не помогает ни должникам, ни кредиторам и взыскателям». Например, не описаны нормы, уточняющие порядок использования современных технологий (робот), исключены нормы, конкретизирующие возможность использования альфанумерических имен при отправке сообщений должникам.
Полина Трифонова





SIA.RU: Главное