По оценке Ространснадзора, из-за санкций 2 тыс. авиарейсов в 2022 году были совершены на западных самолетах, укомплектованных запчастями с истекшим сроком эксплуатации. Об этом глава службы Виктор Басаргин заявил на комитете Госдумы по транспорту, не уточнив, идет ли речь только о магистральной авиации.
Виктор Басаргин отметил, что, несмотря на санкции, затронувшие в том числе поставки компонентов и агрегатов, гражданская авиация РФ «выполняет свою задачу по бесперебойной доставке пассажиров». В частности, чиновник обратил внимание, что МАК счел 2022 год лучшим по безопасности полетов в РФ за последние пять лет.
Тем не менее внеплановые проверки нескольких сотен авиапредприятий, в том числе «крупнейших предприятий повышенного риска», показали, что в компаниях, эксплуатирующих западную технику, «отмечаются дефицит комплектующих изделий, проблемы с поставками расходных материалов».
«Заказ обусловлен повышенной стоимостью и увеличением сроков: в среднем с 3–7 дней (до санкций.— “Ъ”) до 60–120 дней. Некоторые специфические изделия завезти просто невозможно»,— сказал глава Ространснадзора. В результате «фиксируются многочисленные факты эксплуатации авиационной техники с нарушениями, напрямую влияющими на безопасность полетов,—добавил Виктор Басаргин.— Например, допуск к эксплуатации компонентов с истекшим ресурсом. Суммарно зафиксировано более 2 тыс. подобных полетов». Он не уточнил, идет ли речь о коммерческих или всех типах авиаперевозок.
Собеседники “Ъ” в крупных авиакомпаниях отрицают использование «истекших запчастей» и не знают о нарушениях у конкурентов. Топ-менеджер одного из перевозчиков допускает, что «проверяющие могли пересчитать батарейки или аккумуляторы».
Читайте также:
Допуск к полету «просроченных» критических запчастей — например, механизации крыла и гидравлических систем,— по его словам, исключен: «В отличие от малых и деловых перевозок у крупных пассажирских компаний слишком большая ответственность».
В «Аэрофлоте» заявили, что авиакомпании группы «не используют авиационные компоненты с истекшим ресурсом» и обеспечены запчастями для «бесперебойной и надежной эксплуатации воздушного парка».
Крупные перевозчики предпочтут припарковать парк, а не летать с просроченными запчастями, полагает собеседник “Ъ” в экспертном сообществе. Он привел в пример Azur Air, в чьем парке сейчас летает 13 из 22 самолетов, в том числе стоят 5 Вoeing 767, часть из которых ожидают разрешения властей на вывоз двигателей за рубеж для ремонта.
Айгуль Абдуллина




SIA.RU: Главное