Новости и комментарии / Валюта

Вам наплевать на курс рубля к доллару?

На прошлой неделе курс доллара преодолел знаковую отметку в 100 руб./доллар. Благодаря словесным интервенциям властей и повышению ключевой ставки курс удалось вернуть на уровень 93 руб. Как к ситуации на валютном рынке относятся бизнесмены и потребители?

«К сожалению, не наплевать. Это сильно влияет на цены»

Сергей Миронов, основатель сети ресторанов и владелец бренда «Мясо&Рыба»:

— К сожалению, не наплевать. Это очень сильно влияет на цены поставщиков, на рынок труда, на мой бизнес и франчайзинг в целом. Нас лихорадит очень сильно, вынужденно работаем в убыток. Больше всего влияет волатильность. Сейчас надо срочно менять цены в меню, но никто не понимает насколько. Сделаешь это сегодня, а доллар поползет дальше, и рестораны будут опять в убытке. А поставщики либо уже резко подняли стоимость, либо боятся прогореть и вообще останавливают отгрузки некоторых продуктов. Было бы проще, если бы курс зафиксировался на каком-то уровне — хоть по 100 или по 120, но стабильно.

У нас нулевая безработица, зарплаты россиян и мигрантов давно сравнялись, но иностранцы обходятся дороже из-за оформления кучи документов, патентов и отдельных кадровиков для отслеживания всех процессов и оплат. В последнюю неделю их приток приостановился, некоторые не выходят на работу. Сейчас они начнут уезжать на родину или туда, где больше платят в долларах.

«Цены на часы привязаны к доллару»

Константин Чайкин, основатель и руководитель мануфактуры люксовых часов «Константин Чайкин»:

— На личной жизни это никак не сказывается, так как большую ее часть я провожу на работе. А как владельцу компании, которая производит высокоточные приборы, соотношение рубля и доллара небезразлично. С одной стороны, оборудование и инструменты, которые мы используем в производстве часов,— на 90% зарубежные. И затраты возросли из-за сложных схем доставки зарубежных комплектующих и увеличения издержек поставщиков.

С другой стороны, мы являемся экспортерами, число наших клиентов за рубежом достаточно велико. А поскольку цены на часы привязаны к доллару, то изменение курса влияет на увеличение нашей выручки в национальной валюте. В целом эти два фактора уравновешивают друг друга.

«У меня ощутимо снижается прибыль»

Олег Жеребцов, генеральный директор фармацевтической компании Solopharm:

— Мне, конечно, не наплевать, поскольку, как у многих, у меня огромное количество веществ, материалов, продукции электроники, имеющих нероссийское происхождение, и не важно, где это делается. И у меня ощутимо снижается прибыль, а еще с ростом ключевой ставки увеличиваются расходы по кредитам. И большинству населения, что бы оно ни говорило, также будет не наплевать, когда оно увидит рост цен как следствие всей этой истории.

Огромное количество компаний нуждается в поставках комплектующих и сырья, не имеющих российского происхождения: от красок, электрики, эмбрионов для выращивания птиц до чего угодно — страна по-прежнему интегрирована в мировое пространство.

«Мне наплевать на курс, но точно не плевать на рост цен»

Елена Ханга, теле-, радиоведущая:

— Мне было бы наплевать на курс рубля к валюте, но мне точно не плевать на рост цен. Еще можно смириться с тем, сколько рублей мне и другим россиянам потребуется для закупки валюты, необходимой для поездок по миру на отдых, лечение, в гости к родственникам. С этим еще как-то можно смириться, но вот сильно смущает, что курица и другие продукты и товары подорожали. Как и билеты на внутренние рейсы, и многое другое.

«Покупательная способность населения падает»

Виталий Муравьев, президент кондитерской фабрики «Победа»:

— Безусловно, не наплевать. Российская экономика по-прежнему вплетена в мировую, и экспорт-импорт осуществляется через текущий курс валют. При курсе 100 рублей за доллар и выше нам требуется больше оборотных средств, чтобы закупать что-то за рубежом. Какао в России не растет, как и не производится многое оборудование. Порядка 60% себестоимости в российских товарах имеет валютную составляющую, и при текущем изменении курса рубля эта составляющая приведет к тому, что товар станет дороже.

Все это сказывается на потреблении, потому что покупательная способность населения падает. Как следствие, рынок сжимается, производитель ничего не расширяет и не закупает, оборотных средств не хватает, тут кассовые разрывы и так далее.

Но еще страшно, что идет подрыв доверия к национальной валюте, курс которой вот так «болтается». Есть надежда на здравые меры со стороны правительства и ЦБ, которые помогут изменить ситуацию. Чего точно не стоит делать, так это повышать ставки по кредитам, которые окончательно погубят и производителей, и торговцев.

Группа «Прямая речь»


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/