Российским предпринимателям не стоит цепляться за прошлое — так в феврале говорил президент Владимир Путин. Столкнувшись с «волчьими повадками Запада», отечественный бизнес обязан вернуться на родину, в Россию, перестроить свою жизнь, работу и инвестировать все капиталы в страну, а не за ее пределы, подчеркивал он.
Проблемы — от заморозки активов до отказов в обслуживании в банках — у россиян за рубежом начались как раз за год до этого, в феврале 2022-го. Плюс частичная приостановка соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран. На этом фоне возвращение капиталов на родину нельзя назвать добровольным, уверен партнер адвокатского бюро NSP Илья Рачков:
«Можно начать с недружественной политики самих банков, которые отказывали в открытии счетов или требовали от россиян уйти из организаций. Кроме того, непонятно, что делать в ситуации, когда Россия приостановила соглашение об избежании двойного налогообложения. Так, есть риск, что начнутся проверки происхождения этих денег, поскольку также прекратился обмен налоговой информацией».
В числе тех, кто решился на перерегистрацию активов в первых рядах, были бывший генеральный директор компании «Фосагро» Андрей Гурьев и председатель совета директоров ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) Виктор Рашников, пишет Bloomberg. Они перевезли семейные владения из Швейцарии и Кипра в Россию. Оба находились в санкционных списках. Те бизнесмены, которые под ограничения не попали, предпочитают перевозить активы не на родину, а в так называемые дружественные страны, например, владелец НЛМК Владимир Лисин перерегистрировал компанию в Абу-Даби.
Пока, впрочем, масштабы миграции активов не стоит переоценивать, говорит доцент Финансового университета при правительстве Олег Комолов.
Сабина Адлейба





SIA.RU: Главное