10 ноября в соцсетях площадки появилось трехминутное видео с новым гендиректором компании Евгением Сердюковым. Он сообщил, что СПБ Биржа планирует провести расчеты по зависшим сделкам 13 ноября, и в целом надежда на позитивный исход есть:
«Участники рынка попытались продать свои ценные бумаги. Иностранные посредники из дружественных и недружественных юрисдикций после введения санкций приостановили обработку любых поручений на заключение сделок или перемещение акций и потребовали от нас провести процедуру комплаенса.
Мы должны были получить исчерпывающую информацию о расчетах от иностранных посредников. Из-за текущей ситуации нам удалось это сделать только 9 ноября. В этот момент мы запустили процедуру поставки и расчетов между участниками рынка. В то же время у нас накопилась очередь из нескольких нерассчитанных дней. Из-за этого алгоритмы работают медленнее, а нам приходится прибегать к нестандартным процедурам. По нашим расчетам, поставка завершится 13 ноября.
Мы обратились к международным юристам для того, чтобы разработать вместе с ними, с участниками рынка и Центробанком порядок действий инвесторов для получения ценных бумаг или их продажи. После согласования этот порядок будет опубликован. Мы видим позитивные перспективы».
Торговля иностранными акциями была основой бизнес-модели СПБ Биржи. После подпадания площадки под санкции глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что сделки с зарубежными активами всегда были риском, и пострадали сейчас в основном квалифицированные инвесторы. По ее оценке, им принадлежит около 80% замороженных активов.
Ее заместитель Филипп Габуния на этом фоне сообщил, что регулятор не видит оснований для компенсаций пострадавшим инвесторам. Они, по его мнению, полностью осознавали риск. Все эти заявления не внушают оптимизма, поделился клиент СПБ Биржи, частный инвестор Алексей Потапов, который из-за санкций потерял доступ к гонконгским бумагам:
«К моему удивлению, почему-то не обсуждается, что внесение в санкционный список предполагает некий грейс-период. У контрагентов, которые взаимодействуют с подсанкционным лицом, есть время, чтобы завершить эти отношения до 31 января 2024 года. Непонятно, почему нельзя просто открыть некое окно, чтобы инвесторы, которые хотят избавиться от таких активов, могли бы их продать. Но пока окончательной ясности нет. Я изначально этот риск допускал, к сожалению, он реализовался».
В Центробанке также оптимизма не испытывают. Первый зампред Банка России Владимир Чистюхин 9 ноября заявил, что биржа совместно с регулятором «не могут дотянуться до иностранных бумаг, которые торговались на площадке». По его мнению, вариантов возобновления торгов ими пока нет, а сделки с российскими активами и так доступны на протяжении всей недели.
Иван Якунин