Новости

Попытка запустить процедуру банкротства СПБ Биржи вызвала скандал на рынке

Как следует из картотеки арбитражных дел, 24 ноября Арбитражный суд Москвы зарегистрировал заявление о банкротстве ПАО «СПБ Биржа». Заявитель не указан, исходя из оформления карточки дела можно было предположить, что инициатором стала сама биржа. Однако там заверили, что не подавали заявления, а площадка обладает «устойчивым финансовым состоянием, признаков банкротства нет». В ПАО обещают «в ближайшее время обратиться в правоохранительные органы и инициировать расследование дела о неправомерной подаче заявления».

Юрист банкротной практики «Лемчик, Крупский и партнеры» Людмила Белобрагина исходно допускала возможность технической ошибки, так как «картотека иногда отображает некорректную информацию». Но на деле все оказалось интереснее.

Вечером в Арбитражном суде Москвы официально сообщили «РИА Новости», что заявление биржи о ее банкротстве поступило через канцелярию и возвращено определением от 27 ноября. В картотеке арбитражных дел эта информация пока не отражена. Партнер «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин предположил, что «кто-то просто бросил заявление о банкротстве» в ящик для корреспонденции суда: «Чтобы определить, надлежащее оно или нет, заявление должны зарегистрировать и передать судье, а при регистрации документ автоматически попадает в общедоступную информационную систему. Этого явно и хотели добиться, в этом и вся сенсация».

Советник практики разрешения споров и банкротства BGP Litigation Руслан Петручак допускает, что заявление могли подать и лично через канцелярию, поскольку «у курьеров не проверяют полномочия, проверяются только полномочия подписанта заявления, и это происходит позднее».

Таким образом, подать заявление о банкротстве от имени самой биржи мог кто угодно, говорят юристы.

По словам источника «Интерфакса», причиной возврата заявления стало то, что «не соблюден досудебный порядок». «Это еще не означает, что документ был подписан неуполномоченным лицом, а значит лишь то, что не выполнено условие об уведомлении»,— уточняет господин Клеточкин.

По правилам, минимум за 15 календарных дней до обращения в суд за своим банкротством организация должна опубликовать сообщение о таком намерении в ЕФРСБ, чтобы поставить в известность кредиторов. Но сообщение не публиковалось. Господин Петручак отмечает, что аналогичный порядок уведомления через ЕФРСБ действует и для кредиторов, которые хотят инициировать банкротство должника.

Без уведомления суд не примет к рассмотрению заявление ни от должника, ни от кредитора, уточняет госпожа Белобрагина: «Вероятнее всего, это было целенаправленное бездействие (непубликация уведомления в ЕФРСБ), чтобы скрыть информацию о заявителе или чтобы суд не принял заявление о банкротстве».

В то же время Людмила Белобрагина считает странным, что представители биржи сразу не предприняли никаких действий в рамках процесса, тогда как некий Константин Вячеславович Смирнов уже подал заявление об ознакомлении с материалами дела. Его полный тезка 24 ноября также подал иск о взыскании 0,57 млн руб. убытков с ООО «Компания БКС», соответчиком по нему привлечена биржа. Но банкротство биржи по инициативе кредитора возможно, если тот просудит долг (это не требуется только банкам) и опять же заранее опубликует уведомление, уточняют юристы.

На других кредиторов биржи ситуация повлиять не должна, считает Людмила Белобрагина: «Пока вероятность введения процедуры банкротства минимальна, крупные кредиторы это понимают и реагировать не будут, если суд не примет его к производству и не назначит дату заседания, чего в данном случае не случилось».

 

Ксения Куликова, Анна Занина, Виталий Гайдаев


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное