Новости

Россиянам не хватает одежды отечественного производства

Дефицит обнаружился в категориях «мужская одежда» и «спортивные товары». Ассортимент и спрос изучили компании Lamoda и Fashion Factory School. Выяснилось, что локальные бренды неплохо освоили производство женских нарядов, но в мужском отделе производители ограничиваются либо футболками и худи в стиле унисекс, либо товарами для походов и рыбалки.

По словам основателя магазина 21 Shop и бренда «Запорожец Heritage» Михаила Лабахуа, российские бренды представлены в разных сегментах, но в некоторых их количество действительно пока недостаточно: «На рынке спортивных товаров у нас, конечно, конкуренция пока не очень серьезная. Возможно, для этого нужно немножко времени, поскольку в Америке или Европе индустрия легкой промышленности существует столетия, а у нас она довольно молодая. Может быть, лет через пять она разгонится. В некоторых нишах у нас есть очень достойные компании, которые производят качественную верхнюю одежду для походов и отдыха на природе. Вместе с тем вход в этот сегмент довольно недешев, потому что нужен и широкий ассортимент, а производство, например, верхней одежды стоит немало».

Некоторые эксперты возражают, что единственная категория одежды, которую в России не производят, — это экипировка для профессиональных спортсменов. В других сегментах есть сразу несколько фабрик, которые выпускают качественные изделия. Правда, работают они на импортном оборудовании, а также на зарубежных тканях и фурнитуре.

И по цене такая одежда далека от сегмента масс-маркет, отметил завкафедрой спортивного маркетинга факультета индустрии спорта университета «Синергия» Андрей Малыгин: «Есть производители очень качественных и очень технологических продуктов, к примеру, компания Bask. Она создает одежду для низких температур и много лет являлась партнером Международной федерации альпинизма. Есть хорошо известная Bosco, которая открыла под Калугой современнейшее предприятие по производству спортивной одежды. Там средний ценник где-то 70-100 тыс. руб. за изделие. Для того чтобы эти предприятия действовали, им постоянно нужны ткани, современная фурнитура, все то, что делает возможным создание окончательных моделей, которые можно продавать. Вот здесь-то возникла проблема с поставками».

Вместе с тем сегмент легкой промышленности считается низкоконкурентным, игроков там немного. При этом у такого бизнеса невысокий порог входа. По подсчетам экспертов компании «МойСклад», которая занимается консультированием малого и среднего бизнеса, для организации небольшого цеха достаточно 500 тыс. руб. А для полноценного швейного производства понадобится от 1,5 млн руб. до 6 млн руб. Базовая рентабельность — 25-30%

Но предприниматели не спешат инвестировать в такое производств, так как придется решать слишком много проблем: от покупки швейных машин до поиска каналов продаж, пояснил промышленный эксперт, доктор экономических наук Леонид Хазанов:

«В принципе, открыть швейное производство в России несложно, можно найти и помещение, необходимую инфраструктуру. Но вот дальше начинаются определенные трудности.Во-первых, надо подобрать тех, кто будет работать. Во-вторых, все оборудование иностранное, значит, надо его будет докупать. Европейцы нам ничего не поставят. Придется приобретать что-то в Китае или еще где-то. Ткани завозят из Средней Азии, Турции и так далее. А следующий этап — это продажи. Магазинов мужской одежды даже в Москве не так уж много. Есть трудности со сбытом, потому что надо все это налаживать, это занимает время. Необходимо ездить по всяким маленьким магазинчикам в регионах, договариваться. Кроме того, сейчас в России достаточно высокие ставки по банковским кредитам».

Между тем основная трудность, с которой сталкиваются владельцы бизнеса, — это дефицит рабочих рук. И этот барьер оказывается непреодолимым препятствием, рассказал Сергей Викулин, директор модного дома Raschini, у которого из-за нехватки кадров сорвалась выгодная сделка: «Есть катастрофический дефицит именно квалифицированной рабочей силы. Мы с этим столкнулись, когда хотели купить в Егорьевске фабрику по производству изделий из хлопка площадью 60 тыс. кв. м. Но найти рабочих оказалось нерешаемой задачей.У нас именно профессиональное техническое образование умерло, наверное, еще в начале девяностых. Поэтому работать-то кому? Стариков переучивать себе дороже. Раньше как-то все было проще за счет квот на мигрантов, то есть можно было рабочих из Вьетнама, Узбекистана завозить, а сейчас с этим стало сильно сложнее.

В Узбекистане свой бизнес достаточно активно развивается, там очень много, в частности, китайских денег. Производство, обработка хлопка сейчас растет трехзначными цифрами в процентном соотношении. Так что если сопоставлять, допустим, затраты на собственное производство и рентабельность, окупаемость, то понимаешь, что нет смысла вкладываться в это.

Огромный труд наладить местное производство, когда можно за куда меньшие деньги купить то же самое у европейского или китайского соседа безо всякой головной боли».

Светлана Белова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное