По итогам четвертого квартала 2023 года на российском рынке состоялось 135 сделок слияния и поглощения на $17,2 млрд, следует из данных агентства AK&M. Это рекордный объем за последние два года.
В целом за год было проведено 536 сделок на сумму $50,59 млрд, что стало максимальным показателем с 2019 года. Почти четверть сделок прошли с участием госкомпаний — восемь сделок, каждая стоимостью более $1 млрд. Крупнейшей из них стало приобретение ВТБ банка «ФК Открытие» за $4,83 млрд. В тройку лидеров также вошли сделки по продаже группы компаний «Нефтетранссервис» (оценочно за $2,79 млрд с учетом долга), а Первой грузовой компании Владимира Лисина — владельцам «СГ-Транса» (оценочно за $2,48 млрд).
Вместе с тем сократились число и объем сделок, в которых иностранное лицо продавало российскому актив, находящийся на территории России. В 2023 году было заключено 97 сделок на $11,14 млрд, тогда как годом ранее прошло 109 сделок на $16,31 млрд. Активнее всего покидали российский рынок компании из США (за год было продано 14 активов, принадлежавших американским инвесторам), Германии (13 сделок), Швеции (12). «В настоящее время большинство стран предпочитают вкладывать средства в национальные экономики. В этих условиях доля трансграничных сделок вряд ли будет иметь тенденцию к росту. При этом развитие отношений с дружественными странами, безусловно, продолжит стимулировать трансграничные M&A-процессы, но не в таких масштабах, как раньше»,— отмечает заместитель гендиректора AK&М Людмила Еремина.
Одним из наиболее заметных процессов замещения в 2023 году стал приход китайских автопроизводителей на площадки, которые покинули западные компании, отмечает партнер департамента финансового консультирования ДРТ Максим Толкачев: «Можно ожидать, что в перспективе те отношения, которые возникли между китайскими автопроизводителями и российскими площадками, перейдут через слияния и поглощения из плоскости контрактной сборки в плоскость совместного владения и управления производственными площадками». Кроме того, китайским компаниям придется решать вопрос локализации, «что станет дополнительным стимулом для сделок слияний и поглощений в секторе автокомпонентов», считает он.
В 2024 году эксперты AK&M не ожидают замедления рынка M&A.
Полина Трифонова