Новости / Деньги

Отзыв лицензии Киви-банка привел к масштабным сбоям платежей

Решение ЦБ об отзыве лицензии у Киви-банка привело к масштабным сбоям платежей в самых разных сферах бизнеса — от ЖКХ и гейминга до таксопарков и магазинов мобильных приложений. Дело в том, что другие кредитные организации, в том числе крупные, и прочие финансовые компании заключали с Киви-банком договоры о проведении платежей в пользу сторонних контрагентов. По оценке собеседников на рынке, объем таких операций был «значительным», но точных оценок они привести не смогли.

Как поясняет один из банкиров, множеству банков Киви-банк выдавал whitelabel-протокол оплат в адрес ЖКХ и ряда других категорий клиентов.

По его словам, банки часто их подключали, поэтому масштаб проблем на рынке не ограничивается ставшими известными на сегодня случаями. «Обычно банк держит одного-двух таких провайдеров для всех услуг»,— уточняет банкир. По его оценке, кредитные организации смогут относительно быстро переключиться на новых провайдеров, однако «их теперь у всех банков станет меньше».

В частности, пострадали клиенты Райффайзенбанка, Газпромбанка, ОТП-банка, Совкомбанка, Металлинвестбанка. В их приложениях нельзя было провести оплату мобильной связи и других услуг части компаний. Банки сообщили, что работают над устранением проблем и выполняют переподключение на альтернативного провайдера. В Газпромбанке вечером 21 февраля заверили, что «большая часть поставщиков услуг уже переведена к другим агрегаторам». В Совкомбанке «выполняются настройки для переключения на альтернативного провайдера».

В 2022 году годовой объем платежей группы Qiwi (MOEX: QIWI) (в которую входит Киви-банк) составил почти 1,9 трлн руб., а за три квартала 2023 года — 1,4 трлн руб. По данным на начало 2023 года, число активных клиентов электронного «Qiwi Кошелька» составляло 13,8 млн. 

В ЦБ не скрывают, что именно платежная инфраструктура Киви-банка стала предметом претензий регулятора: «Бизнес-модель банка в значительной степени была основана на проведении высокорисковых операций по электронным кошелькам и переводам, в том числе для теневого игорного бизнеса, криптообменников, а также переводы похищенных средств в пользу дропперов и других нелегальных финансовых услуг. Мы проводили с банком большую системную работу для снижения его вовлеченности в такие операции, но банк постоянно использовал различные схемы и способы обхода наших мер».

Однако в результате сложности возникли у вполне официальных сервисов. Сотовые операторы в ответ на проблемы с оплатой в основном рекомендовали перечислять средства через их собственные мобильные приложения. В Tele2 сообщили о снижении доли пополнений конкретно через терминалы Qiwi; проблема, по словам представителя оператора, «не спровоцировала пока массовых обращений на линию поддержки».

Ольга Шерункова, Максим Буйлов, Юрий Литвиненко, Юлия Юрасова, Ксения Дементьева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное