Федеральная налоговая служба сможет контролировать работу Совета цифровых платформ. По крайней мере, наделить ФНС такой функцией предлагает Минтруд, пишут «Ведомости». Речь идет о регулировании платформенной занятости, то есть работы частных специалистов, которые получают заказы через сервисы или агрегаторы, например, «Авито Работу» или крупнейшие маркетплейсы. Сейчас ФНС отслеживает доходы и непогашенные налоги самозанятых на 59 онлайн-площадках.
Расширение функционала службы поможет эффективнее скоординировать деятельность игроков рынка труда, отмечает руководитель отдела коммуникаций компании Solar Staff Александр Норовяткин: «Платформа масштабная сама по себе, потому что она, на самом деле, включает в себя крупнейших игроков, так или иначе связанных с платформенной занятостью, туда как раз входят YouDo, "Яндекс", Wildberries. Это работа и с курьерами, и с таксистами, и с другими так называемыми гиг-воркерами. Поэтому сама по себе платформа для рынка очень значима.
Инициативу по управлению предлагают передать ФНС, это кажется логичным решением, потому что исторически так сложилось, что налоговая служба так или иначе уже соприкасалась с этим рынком. Конечно, ФНС заинтересована в том, чтобы развивать самозанятость, многие участники именно платформенной занятости по факту являются основным драйвером развития этого налогового режима вообще. Плюс ФНС уже ведет реестр электронных платформ, например, наша компания тоже в него входит. Минтруд исторически связан все-таки с полной занятостью, то есть тем, что принято называть офисной работой.
Создание такого совета предполагает, что "Авито", "Яндекс", Ozon, Wildberries и другие бренды активно участвуют в этой экономике и будут драйвить изменения и предлагать какие-то решения. Думаю, что если они не будут сами задавать повестку, то ФНС может выдвигать законопроекты, которые в первую очередь нужны ей. Это, скорее, не про ужесточение правил, а про создание больших бенефитов для какого-либо налогового статуса.
Если по каким-то причинам ФНС поймет, что ей хочется драйвить развитие ИП, она сможет просто менять политику и подталкивать рынок, например, к тому, чтобы в платформенной занятости становилось больше ИП, а не самозанятых».
С весны 2023 года в Госдуме обсуждали передачу маркетплейсам права сбора налогов, с таким предложением выступал Минтруд. Идея состояла в том, чтобы наделить электронные площадки функциями налогового агента. Глава Wildberries Татьяна Бакальчук в декабре инициативу поддержала. В интервью РБК она заявила, что это «практически ничего не стоит компании», кроме разработки системы.
Елена Тюленева