Соответствующие поправки одобрил Совет федерации. Теперь так называемый холодный обзвон и прочие сообщения можно делать только при согласии гражданина на их получение. В противном случае компанию или физлицо ждет наказание. А штрафы за неправомерную рекламу кредитов, в частности за неуказание критически важных «дополнительных условий» и полной стоимости займа, увеличатся вдвое, максимально — до 1,6 млн руб.
Как это повлияет на ситуацию со спам-звонками? Генеральный директор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков полагает, что их число незначительно уменьшится: «Согласие можно дать как в рукописном виде, допустим, в магазине вы покупаете что-то и берете карту лояльности, а может подписываться электронно, когда вы просто соглашаетесь с определенными процессами, как, к примеру, когда устанавливаете приложение, и компания будет собирать какую-то информацию и присылать вам уведомления.
С точки зрения эффективности закона и наказания здесь уже важны несколько другие моменты. По той причине, что, если бы все у нас делалось по закону, было бы все понятно: каждый телефонный номер должен быть приписан к какому-то человеку или организации. Но учитывая, что у нас до сих пор сим-карты выдают без предъявления паспорта, то, естественно, нахождение подобных людей весьма затруднительно. И все равно будет какая-то лазейка, которая будет позволять присылать вам спам и рекламу какими-то другими способами: через центральные сети, мессенджеры или еще что-то. Поэтому, по идее, это должно снизить объемы спама, но на 100% никто не решит эту проблему».
Как подсчитали эксперты, в среднем эффективность спам-звонков составляет порядка 10%. Это немало, если учесть, что холодный обзвон — очень дешевый инструмент, говорят специалисты.
Андрей Загорский