Собственные финтех-услуги Ozon и Wildberries дают им преимущество перед обычными кредитными организациями, считают в Промсвязьбанке и ВТБ. Например, маркетплейсы предлагают клиентам скидку за оплату с внутреннего счета, который можно бесплатно пополнить через систему быстрых платежей. В этом случае дисконт возникает за счет минимальной или даже нулевой комиссии, взимаемой с самой площадки. В то время как сборы за эквайринг в некоторых случаях могут достигать 2%.
И в итоге клиент теряет кэшбэк от банка, а маркетплейс увеличивает маржу, заявил зампред Промсвязьбанка Константин Басманов на профильной конференции. В свою очередь руководитель департамента трансакционного розничного бизнеса ВТБ Яна Тимофеева отметила, что в какой-то момент такие операции должны попасть под контроль регулятора.
И с этим согласен независимый экономический эксперт Андрей Бархота: «С точки зрения потребительского сектора маркетплейсы начинают играть большую роль. Не исключено, что через какое-то время 90% потребителей будет пользоваться только такой формой торговли. И поэтому возражения крупнейших банков во многом обоснованы, потому что они предвидят этот тренд на, так скажем, "вайлдберизацию" рынка товаров потребительского сектора. Из-за этого они и предупреждают, что необходимо все-таки каким-то образом тарифы и комиссии внутри каждой трансакции регулировать. Иначе маркетплейс приобретает себе банк, использует его в тесной синергии, и возникает ситуация, когда конкуренция происходит за счет цен. Сейчас у маркетплейсов есть ценник, представленный аж в трех градациях. И фактически крупнейшие банки настаивают, чтобы все-таки ценник был один. Возможна какая-то программа лояльности от самой площадки, но создание таких преференциальных условий в рамках этой экосистемы платежей от дочерних банков, наверное, действительно создает некое разрушение рынка».
В ответ на претензии кредитных организаций глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков призвал Центробанк инициировать разработку законопроекта, который лишит маркетплейсы возможности применять «неконкурентные способы борьбы».
Читайте также:
Хотя управляющий директор по валидации агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов не видит признаков нарушения, тем более что электронные площадки получают выгоду за счет системы, разработанной самим ЦБ: «Законодательством разрешено функционирование банковских групп и холдингов, где в одной инфраструктуре могут объединяться компании, занимающиеся совершенно разными бизнесами. Если бы каждая такая группа обвинялась в монополизации рынков, то у нас не было бы банковских групп, что было бы очень странно. Совершенно очевидно, что банки заинтересованы в получении комиссии за интернет-эквайринг, и использование системы быстрых платежей, по сути, лишает их этих комиссий. Но не будем забывать о том, что система быстрых платежей была разработана и запущена под эгидой Банка России как раз для того, чтобы устранить монопольное положение некоторых финансовых организаций на рынке интернет-эквайринга. По умолчанию претензию о рисках образования монополии, конечно, должен рассматривать не Банк России, а ФАС. Но не удивлюсь, если со временем этот инфоповод трансформируется в какое-то нормотворчество. Но, во-первых, это должно занять достаточно продолжительный период времени. И, во-вторых, не думаю, что даже если маркетплейсы будут регулироваться, это приведет к каким-то решениям, позволяющим, например, не использовать СБП».