Новости

Все чаще приходится слышать, что у кризиса есть положительная сторона: на рынке останутся только самые сильные и благонадежные игроки

Правила игры

выводит корреспондент отдела бизнеса Алексей Ъ-Екимовский

Все чаще приходится слышать, что у кризиса есть положительная сторона: на рынке останутся только самые сильные и благонадежные игроки. Возможно, кризис положит конец и некоторым не слишком прозрачным схемам. Например, резко ухудшившаяся конъюнктура на рынке зерна заставила трейдеров и экспедиторов выступить единым фронтом против одной компании, которая, по их мнению, стала фактическим монополистом по его перевозкам.

По словам участников рынка, с августа -- начала пикового сезона -- Центр фирменного транспортного облуживания ОАО РЖД (ЦФТО) перестал согласовывать отгрузку зерна на экспорт в вагонах самой монополии. Планы перевозок возвращались с пометкой, что заявку можно выполнить только в собственных или арендованных вагонах. Разница в цене -- больше 60%. Однако мне показывали копии телеграмм с региональных дорог, в которых сотрудники ОАО РЖД били тревогу по поводу
простаивающего инвентарного парка. По словам грузоотправителей, попасть в парк ОАО РЖД можно было якобы только через экспедитора "ЛП-Транс".

В "ЛП-Трансе" все обвинения отвергают. "Наша ставка составляет менее $10 за тонну",-- заверяет первый замгендиректора компании Олег Рогачев, отмечая, что "почему-то во время высоких цен на зерно никто не возмущался". Действительно, в условиях высокого рынка грузоотправители, давно привыкшие к тому, что "бесплатных вагонов не бывает", соглашались платить. Но в последние два месяца, говорят они, "нахлобучка" удвоилась.

В ОАО РЖД утверждают, что прекратить использование инвентарного парка для экспортно-импортных перевозок зерна было решено после одного из совещаний у вице-премьера Виктора Зубкова, который потребовал обеспечить бесперебойные перевозки зерна в России. "Но сейчас мы даем вагоны всем желающим",-- заверили в монополии. По данным одного из участников рынка, это произошло также после совещания у Виктора Зубкова, прошедшего 6 ноября с участием президента ОАО РЖД Владимира Якунина, главы Минтранса Игоря Левитина и возмущенных представителей
зерновой отрасли.

Возможно, кризис ликвидировал схему, очень напоминавшую те, что применялись в отрасли еще недавно. Как признает Владимир Якунин, многие частные операторы и экспедиторы активно укрепляли свои позиции за счет административного ресурса руководства МПС. Однако "ЛП-Транс" сохранит существенные привилегии. Именно эта компания должна стать
единственным частным партнером ОАО РЖД по созданию оператора на рынке перевозок зерна.


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное