Рекомендации Общественной палаты, разработанные комиссией по развитию интеллектуального потенциала нации, стали еще одной попыткой разграничить государственные и частные обязательства перед образованием, споры о которых ведутся последние несколько лет. Так, по мнению авторов доклада -- руководства Высшей школы экономики, государству необходимо сосредоточиться на поддержке средней школы, вузовской элиты, университетской науки и электронных ресурсов.
Поддержку школ Общественная палата предлагает сохранить в полном объеме, зато в сфере высшего профессионального образования лишь для нескольких десятков (порядка 50) ведущих исследовательских университетов. У них же останется право на открытие аспирантур, которые должны быть бесплатными. Авторы вообще предлагают уйти от массового высшего образования, доступ к нему планируется сохранить лишь для абитуриентов, набравших не менее 40 из 100 баллов на едином
госэкзамене. В свою очередь, вузы смогут получать госфинансирование лишь на студентов, набравших не менее 60 баллов при тестировании.
В качестве компенсации дошкольное и начальное профессиональное образование в докладе предлагается перевести на иные формы финансирования: дошкольное отдать на откуп семьям, а профильные ПТУ передать бизнесу, который уже на треть финансирует эту ступень образования. Обучение в ПТУ при этом предлагается сократить до года: трех-четырехлетнее образование не решает, по мнению авторов доклада, ни социальной, ни образовательной функции, а лишь обременяет отрасль избыточными расходами.
Подобная экономия должна привести к возможности достойно платить учителям. Так, зарплата школьных учителей должна достичь 15 тыс. руб. в регионах и 20-22 тыс. в столице, а зарплату для преподавателей вузов предлагается довести до 75 тыс. руб. Проект предусматривает также уход от почасовой оплаты учительского труда и предлагает создание фондов доплат особым категориям педагогов (молодым преподавателям университетов предлагается выплачивать стартовые гранты -- ежемесячную удвоенную зарплату в течение первых лет работы).
Рекомендации Общественной палаты, которые будут направлены в правительство, вчера не вызвали отторжения у представителей Минобрнауки, заместитель главы ведомства Исаак Калина назвал их "вполне здравыми".
Юлия Ъ-Таратута
Поддержку школ Общественная палата предлагает сохранить в полном объеме, зато в сфере высшего профессионального образования лишь для нескольких десятков (порядка 50) ведущих исследовательских университетов. У них же останется право на открытие аспирантур, которые должны быть бесплатными. Авторы вообще предлагают уйти от массового высшего образования, доступ к нему планируется сохранить лишь для абитуриентов, набравших не менее 40 из 100 баллов на едином
госэкзамене. В свою очередь, вузы смогут получать госфинансирование лишь на студентов, набравших не менее 60 баллов при тестировании.
В качестве компенсации дошкольное и начальное профессиональное образование в докладе предлагается перевести на иные формы финансирования: дошкольное отдать на откуп семьям, а профильные ПТУ передать бизнесу, который уже на треть финансирует эту ступень образования. Обучение в ПТУ при этом предлагается сократить до года: трех-четырехлетнее образование не решает, по мнению авторов доклада, ни социальной, ни образовательной функции, а лишь обременяет отрасль избыточными расходами.
Подобная экономия должна привести к возможности достойно платить учителям. Так, зарплата школьных учителей должна достичь 15 тыс. руб. в регионах и 20-22 тыс. в столице, а зарплату для преподавателей вузов предлагается довести до 75 тыс. руб. Проект предусматривает также уход от почасовой оплаты учительского труда и предлагает создание фондов доплат особым категориям педагогов (молодым преподавателям университетов предлагается выплачивать стартовые гранты -- ежемесячную удвоенную зарплату в течение первых лет работы).
Рекомендации Общественной палаты, которые будут направлены в правительство, вчера не вызвали отторжения у представителей Минобрнауки, заместитель главы ведомства Исаак Калина назвал их "вполне здравыми".
Юлия Ъ-Таратута




SIA.RU: Главное