Новости

Близится конец 2007 года, однако российские фондовые индексы пока не слишком далеко ушли от уровня декабря года прошлого. На что можно рассчитывать российским инвесторам до конца года? Как отреагирует на выборы фондовый рынок?

ТОЧКА ЗРЕНИЯ. "Рынок всегда прав"

Близится конец 2007 года, однако российские фондовые индексы пока не слишком далеко ушли от уровня декабря года прошлого. Многие инвесторы разочаровались в рынке ценных бумаг и предпочитают сегодня дожидаться президентских выборов в России, снижения процентных ставок в США или иных событий, способных серьезно повлиять на рыночную ситуацию.

На вопросы корреспондентов СИА отвечают специалисты регионального рынка ценных бумаг.

Как вы оцениваете итоги трех кварталов 2007 года? Оправдались ли ваши прогнозы?

Александр Чернов, Иркутский филиал компании "Атон":

Итоги 3 квартала мы оцениваем в целом положительно, поскольку снижение рынка было вполне ожидаемо. Очень хорошо, что рынок ограничился снижением только до 1800 пунктов, хотя мог бы совершить движение и до уровней 1700-1725 пунктов. Это говорит о силе нашего рынка.

Прогнозов на 3 квартал наша компания не делала, мы только предполагали некоторое снижение рынка в летний период. Наш прогноз составлен до конца года, в соответствии с ним индекс РТС может достичь 2400-2450 пунктов.

Михаил Пуляевский, "АЛОР-Восточная Сибирь":

По нашему мнению, подводить итоги, пусть и предварительные, пока рано -- год еще не закончен.

Что же касается разочарования инвесторов -- то да, определенное разочарование есть. Но в большинстве случаев это касается пассивной части инвесторов, ориентированных на вложения в такие инструменты, как ПИФы и ОФБУ, проигнорировавших стандартные рекомендации по срокам инвестирования (от года и более).

У самостоятельно инвестирующих инвесторов, покупающих бумаги на бирже, ситуация несколько лучше, не говоря уже о спекулятивно настроенной части игроков, которые могли получить достаточно высокую прибыль в силу техничности рынка в текущем году.

Говоря о серьезных событиях, способных изменить ситуацию к лучшему и дать толчок рынку, следует иметь в виду, что такое событие уже произошло: 18 сентября ФРС США снизила учетную ставку до 4,75%, и есть основания ожидать дальнейшего снижения ставки до конца года.

Андрей Кельчевский, УК "Энергия-Инвест":

Как мне кажется, рынок постепенно проникается пониманием, что время дешевых денег истекает или уже истекло. Да и циклические факторы дают о себе знать. Точно сказать, где сейчас находится мировой финансовый рынок, невозможно, но потом вполне может оказаться, что сейчас он уже на другом склоне холма, который ведет вниз. Если это так, то под давлением могут оказаться бумаги с максимальным отрывом цены от своей "книжной" стоимости.

Хорошо это или плохо, но большинство рыночных гипотез однажды проверяются в боевых условиях. Некоторые такие гипотезы очень живучи, ведь "рынок не имеет памяти". Однако в периоды расширения спрэдов и снижения ликвидности страх вытесняет жадность. И это хорошо. Потому что на смену одним "пирамидам" придут другие, а безответственных аналитиков-"быков", рекомендовавших к покупке акции ВТБ, сменят такие же безответственные "медведи", рекомендующие продавать акции "ЕЭС".

Однако нет универсального рецепта на все времена. Не надо путать мастерство с "бычьим" рынком. Никому не дано знать значение курса йены к доллару или индекса РТС в будущем. Мне -- точно не дано.

Андрей Бондаренко, ФК "УРАЛСИБ" (Москва):

Впервые с 2000 года российский рынок акций уже восемь месяцев остается в боковом тренде. В прошлом длительная стагнация рынка почти всегда заканчивалась резким рывком наверх. Исключениями стали 1998 год с августовским дефолтом и 2000 год со "схлопыванием" интернет-пузыря в США. Повторение дефолтного сценария, очевидно, исключено. Обвал мировых фондовых рынков также маловероятен: в отличие от ситуации семилетней давности, сейчас коэффициенты цена/прибыль по зарубежным акциям даже слегка ниже среднеисторических.

Оценка российских бумаг еще более привлекательна. Цены на нефть остаются достаточно высокими, а макроэокномические показатели России сильны, как никогда. В потоке IPO, препятствовавшем росту рынка до июня месяца, наступил затяжной перерыв. Проблемы с рискованными долгами в развитых странах еще какое-то время могут нервировать инвесторов, но в течение месяца к ним должны привыкнуть. Кроме того, к началу ноября должна быть развеяна неопределенность с преемником Путина, также удерживающая сейчас часть инвесторов от покупки.

Владимир Демин, Иркутский филиал банка ВТБ 24:

Можно утверждать, что российский фондовый рынок выдержал все внешние штормы. С начала года индекс РТС вырос на 3%. Конечно, такой результат вряд ли устраивает консервативных инвесторов, сформировавших долговременные портфели и получивших прирост, сравнимый с процентами по банковским депозитам. Зато для спекулянтов последние три месяца были настоящим раем. Высокая волатильность -- это то, что нужно для реализации краткосрочных спекулятивных идей.

Олег Чихладзе, Иркутский филиал компании Брокеркредитсервис":

Итоги трех кварталов в целом можно оценить как довольно хорошие. Во-первых, несмотря на обилие негативных факторов, нашему рынку удалось выстоять на относительно высоких значениях. Во-вторых, в текущем году уже заметно, что рынок стал более зрелым и довольно диверсифицированным.

Основными факторами, которые должны повлиять на рынок до конца года, будут прежде всего прояснение ситуации с ипотечным кризисом в США, с мировой ликвидностью в целом и внутренней ликвидностью российского рынка в частности. Другим не менее важным для нашего рынка событием станут выборы: здесь стоит вспомнить старую мудрость "покупайте страну до выборов". В целом мы оптимистично смотрим на оба этих события.

Некоторые эксперты считают, что за восемь месяцев стагнации российские акции накопили большой потенциал для роста. Каковы ваши ожидания развития событий до конца года? На что можно рассчитывать российским инвесторам? Как отразится ситуация на мировых финансовых рынках на российском рынке?

Александр Чернов: Потенциал для роста российского рынка действительно накоплен, и мешают ему, в основном, новости с зарубежных рынков -- особенно последствия ипотечного кризиса в США. Мы думаем, что как только закончится внешний негатив, наш рынок начнет восходящее движение, и этому будут способствовать растущие цены на нефть. Наши ожидания начала роста -- середина-конец октября.

Михаил Пуляевский: Мы тоже придерживаемся мнения, что в общем до конца года рынком накоплен определенный потенциал, а по некоторым эмитентам этот потенциал является значительным.

Мы считаем, что рынку в текущем году по силам достичь отметки в 2300 пунктов по индексу РТС. Говоря о внешнем негативе, мы надеемся, что в свете последних событий (снижение ставки ФРС США) негатив ипотечно-банковского сектора будет нивелирован до конца года. А на первый план выйдет отложенный позитив в виде привлекательности российских активов и высоких цен на энергоносители и металлы.

Но здесь следует сделать оговорку о возможном появлении нового политического риска: мировые СМИ все чаще стали муссировать возможность силовой акции США против Ирана. В случае подтверждения этого сценария (а его вероятность аналитики оценивают как минимальную) падение мировых рынков окажется более важным фактором для динамики отечественного рынка, нежели неизбежный рост цен на "черное золото".

Андрей Кельчевский: Высказывать какое-то мнение о будущем рынка возможно, только понимая свою ограниченность. На мой взгляд, приближение выборов и, как следствие, рост политической определенности могут перевесить циклические факторы и страх инвесторов. Возможно, некоторые бумаги, имеющие фундаментальную поддержку, принесут прибыль. Снижение ликвидности может быть причиной дальнейшего расширения спрэдов. Я бы не удивился росту процентных ставок по банковским депозитам и кредитам. Ситуация на рынке недвижимости представляется очень интересной. Сильные движения на этом рынке способны повести за собой другие сегменты финансового рынка.

Андрей Бондаренко: После восьмимесячной стагнации акции просто слишком дешевы по сравнению с облигациями, чтобы игнорировать эту возможность для покупки, даже при всех рисках с "мусорными" облигациями в Америке. По нашей оценке, еще до конца текущего года индекс РТС может прибавить порядка 15%, с продолжением уверенного роста в первой половине 2008 года.

Владимир Демин: Несмотря на то, что индекс РТС не далеко ушел от уровней прошлого года, мы рассчитываем, что в оставшееся до конца 2007г. время у рынка есть все шансы не только повторить, но и превзойти свои исторические максимумы. Наш прогноз по индексу РТС остается неизменным -- 2300 пунктов.

Главные надежды инвесторов уже были исполнены: 18 сентября учетная ставка ФРС США была понижена сразу на 0,5%, что создает крайне благоприятный внешний фон для возобновления покупок акций. Теперь остается только ждать затихания проблем на банковском рынке и возвращения доверия инвесторов к развивающимся рынкам. Нефть также штурмует максимумы, поддерживая наш рынок акций.

Олег Чихладзе: Мы также склонны оптимистично смотреть на наш рынок: по многим показателям он лучше и дешевле других развивающихся рынков. Российский рынок сейчас выступает своеобразной тихой гаванью, несмотря на очень сложную ситуацию с ликвидностью. Однако она вряд ли будет долго продолжаться, и рано или поздно хорошая отчетность отечественных компаний заставит зарубежных инвесторов пересмотреть отношение к нашему рынку. И здесь мы ожидаем масштабной переоценки, вследствие которой российский рынок должен оказаться в числе лидеров.

Наш прогноз -- около 2400 пунктов по РТС к концу года, и мы рекомендуем инвесторам удерживать портфели акций. В то же время, возможно обострение ипотечного кризиса в октябре, что, несомненно, повлечет за собой рост волатильности рынка. Сильного падения мы не ожидаем, но давление со стороны различных фондов российский рынок, как участник мировой финансовой системы, безусловно испытывать будет.

В России грядут выборы. Как, во вашему мнению, отреагирует на них рынок?

Александр Чернов: Выборы в парламент в нашей стране никогда кардинально не влияли на фондовый рынок, тем более что в этом году не предвидится слишком острых баталий. Результат практически уже предсказуем, поэтому реакция рынка на предвыборную борьбу и ее результаты будет минимальной.

Михаил Пуляевский: Итоги парламентских выборов достаточно прогнозируемы, и они не в силах оказать влияния на рынок. Что касается президентских выборов, то тут будет важна не столько кандидатура преемника (преемственность курса сохранится в любом случае), сколько вопрос -- как быстро исчезнет неопределенность по данной позиции. По нашему мнению, чем быстрее будет озвучена кандидатура, тем лучше для рынка.

Андрей Кельчевский: Если в лице нового премьер-министра мы увидели "преемника", то напрашивается определенный набор методов по его популяризации с учетом предыдущего места работы. Надо признать, что это может иметь большой электоральный успех. На финансовом рынке это тоже будет иметь последствия. Рынок всегда прав.

Владимир Демин: Думаю, выборы не окажут влияния на фондовый рынок. На мой взгляд, все риски, свойственные предвыборному периоду, уже заложены в котировки.

Олег Чихладзе: С одной стороны, будущие выборы довольно прозрачны: вероятность передачи власти по сценарию, намеченному Кремлем, крайне велика, и тут не стоит ждать каких-либо сюрпризов. С другой стороны, до сих пор не ясно, кому именно будет передана эта власть, и это несет в себе дополнительные риски. Ими, в частности, и обусловлено нежелание многих западных инвесторов покупать российские акции. Но после выборов, с исчезновением интриги покупать будет уже поздно, так что единственная возможность сыграть на них -- это купить акции сейчас.

/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное