О ходе проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Иркутской области
Иркутская область -- регион с высокоразвитой промышленной инфраструктурой. По состоянию на 1 января 2007 года в области зарегистрировано 63 тысячи хозяйствующих субъекта. Численность занятых в экономике области составляет более 1075 тыс. человек.
Статус промышленного региона предопределяет высокую степень травмоопасности производственных объектов. По итогам 2006 года на производстве погиб 121 человек, 1105 человек получили производственные травмы различной степени тяжести, выявлено 145 случаев профессиональной заболеваемости. Удельный вес работающих в неблагоприятных условиях труда составляет 29,6%, занятых тяжелым физическим трудом -- 8,9% от общей численности занятых в экономике.
Департамент труда области высоко оценивает важность создания безопасных условий труда в организациях, как составляющие стабильного экономического развития региона. Для организации эффективной работы по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работающих в области сформирована система управления охраной труда. В ней задействовано более 80 федеральных и областных органов управления, образовательных учреждений и других организаций, оказывающих различные услуги по охране труда. На уровне муниципальных образований -- 52 специалиста, реализующих полномочия управления по охране труда, на уровне организаций -- более 60 тыс. специалистов по охране труда, выполнение соответствующих требованиям в организациях области.
С 2001 года на территории нашего региона действует Программа улучшения условий и охраны труда.
В систему программных мероприятий включены мероприятия по организации аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях области. Необходимость проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее АРМ) установлена Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 212). АРМ позволяет определить фактическое состоянию условий труда по производственным факторам, составить перечень вредных и опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, установить соответствие конкретного рабочего места требованиям травмобезопасности, что необходимо для установления права работников на предоставление компенсаций и льгот за вредные условия труда, разработать конкретный план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда работников и планировать проведение сертификацию работ по охране труда.
Следует отметить, что помимо социального и правового аспектов проведения АРМ в условиях рынка является экономический. Это связано с тем, что работа во вредных условиях труда приводит к полной или частичной утрате трудоспособности работников и, соответственно, к снижению производительности труда, росту текучести кадров, а это, в свою очередь, приводит к дополнительным расходам на подготовку и переподготовку специалистов и, как следствие, к повышению себестоимости продукции и услуг, и снижению престижа компании.
Учитывая важность данного направления в реализации государственной политики в области охраны труда, департамент труда области проводит опрос крупных и средних организаций области.
Анализ полученных сведений, начиная с 2003 года, в целом выявил позитивную динамику проведения организациями области АРМ. Так, 100-процентный охват рабочих мест аттестацией по условиям труда отмечен в 38,8% организаций (с численностью более 1,5 тыс. работающих).
Достаточно высок уровень охвата проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (с 77,2% по 99,4%) в организациях транспорта, электроэнергетики, деревообрабатывающей, нефтеперерабатывающей промышленностях -- 15%.
В пределах среднего (с 51,1% по 68,7%) уровень охвата отмечен в 45,2% организациях.
В иных организациях области (16%) уровень охвата рабочих мест АРМ находится в диапазоне 7,0-46,6%.
Средний уровень охваченных рабочих мест АРМ к общему их количеству по полному кругу организаций области, составил по состоянию на 01.01.2007 года -- 41,7% и увеличился по сравнению с прошлым годом на 5,8%.
Уровень охвата АРМ в организациях Иркутской области
-------ГРАФИК--------
При проведении анализа результатов аттестации рабочих мест в организациях потенциальных респондентов, выявлено следующее долевое соотношение классов условий труда:
-- к 1 и 2 классам условий труда "Оптимальные" и "Допустимые" отнесено 31030 рабочих мест, что составляет 54,83% от общего количества рабочих мест, на которых проведена аттестация;
-- к 3 классу условий труда "Вредные" отнесено 25496 рабочих места (45,05%) соответственно;
-- к 4 классу условий труда "Опасные" рабочие места -- 68 рабочих места (0,12%).
По факторам "травмоопасности", уровень рабочих мест, отнесенных к "травмоопасным" также снизился на 41,1 процентных пункта и составил 1,06% против 1,8% в прошлом году.
К сожалению, зачастую имеют место факты недостаточного уделения внимания отдельных работодателей к проведению данной работы. Свое нежелание проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда работодатели объясняют, чаще всего, отсутствием финансовых средств, предназначенных для оплаты работы по измерению факторов производственной среды.
Вместе с тем, в целях повышения заинтересованности работодателей в проведении названной работы, на федеральном уровне сформирована система, экономически стимулирующая руководителей организаций в проведении работ по охране труда:
-- финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Нормативные правовые акты, регламентирующие названное финансирование приняты, на сегодняшний день в большинстве муниципальных образований области;
-- отнесение затрат по охране труда на себестоимость продукции (гл. 25 Налогового кодекса РФ);
-- частичное финансирование предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, осуществляемое через филиалы ГУ "Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ". В соответствии с действующим механизмом страхователи имеют право до 20% страховых взносов, перечисленных за предыдущий год, использовать на финансирование ряда мероприятий по охране труда, в том числе на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
-- установление ГУ "Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" скидок (надбавок) к страховому тарифу в зависимости от результатов деятельности организации по охране труда за предшествующий календарный год. Размер скидки (надбавки) составляет до 40%.
Надеемся на активное использование работодателями Иркутской области перечисленных механизмов стимулирования работы по улучшению условий и охраны труда в своих организациях, что, в свою очередь позволит снизить уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, как в отдельной организации, так и в Иркутской области в целом.
Департамент труда Иркутской области
Материал подготовлен к публикации Сибирским Информационным Агентством (СИА, Иркутск)
Иркутская область -- регион с высокоразвитой промышленной инфраструктурой. По состоянию на 1 января 2007 года в области зарегистрировано 63 тысячи хозяйствующих субъекта. Численность занятых в экономике области составляет более 1075 тыс. человек.
Статус промышленного региона предопределяет высокую степень травмоопасности производственных объектов. По итогам 2006 года на производстве погиб 121 человек, 1105 человек получили производственные травмы различной степени тяжести, выявлено 145 случаев профессиональной заболеваемости. Удельный вес работающих в неблагоприятных условиях труда составляет 29,6%, занятых тяжелым физическим трудом -- 8,9% от общей численности занятых в экономике.
Департамент труда области высоко оценивает важность создания безопасных условий труда в организациях, как составляющие стабильного экономического развития региона. Для организации эффективной работы по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работающих в области сформирована система управления охраной труда. В ней задействовано более 80 федеральных и областных органов управления, образовательных учреждений и других организаций, оказывающих различные услуги по охране труда. На уровне муниципальных образований -- 52 специалиста, реализующих полномочия управления по охране труда, на уровне организаций -- более 60 тыс. специалистов по охране труда, выполнение соответствующих требованиям в организациях области.
С 2001 года на территории нашего региона действует Программа улучшения условий и охраны труда.
В систему программных мероприятий включены мероприятия по организации аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях области. Необходимость проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее АРМ) установлена Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 212). АРМ позволяет определить фактическое состоянию условий труда по производственным факторам, составить перечень вредных и опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, установить соответствие конкретного рабочего места требованиям травмобезопасности, что необходимо для установления права работников на предоставление компенсаций и льгот за вредные условия труда, разработать конкретный план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда работников и планировать проведение сертификацию работ по охране труда.
Следует отметить, что помимо социального и правового аспектов проведения АРМ в условиях рынка является экономический. Это связано с тем, что работа во вредных условиях труда приводит к полной или частичной утрате трудоспособности работников и, соответственно, к снижению производительности труда, росту текучести кадров, а это, в свою очередь, приводит к дополнительным расходам на подготовку и переподготовку специалистов и, как следствие, к повышению себестоимости продукции и услуг, и снижению престижа компании.
Учитывая важность данного направления в реализации государственной политики в области охраны труда, департамент труда области проводит опрос крупных и средних организаций области.
Анализ полученных сведений, начиная с 2003 года, в целом выявил позитивную динамику проведения организациями области АРМ. Так, 100-процентный охват рабочих мест аттестацией по условиям труда отмечен в 38,8% организаций (с численностью более 1,5 тыс. работающих).
Достаточно высок уровень охвата проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (с 77,2% по 99,4%) в организациях транспорта, электроэнергетики, деревообрабатывающей, нефтеперерабатывающей промышленностях -- 15%.
В пределах среднего (с 51,1% по 68,7%) уровень охвата отмечен в 45,2% организациях.
В иных организациях области (16%) уровень охвата рабочих мест АРМ находится в диапазоне 7,0-46,6%.
Средний уровень охваченных рабочих мест АРМ к общему их количеству по полному кругу организаций области, составил по состоянию на 01.01.2007 года -- 41,7% и увеличился по сравнению с прошлым годом на 5,8%.
Уровень охвата АРМ в организациях Иркутской области
-------ГРАФИК--------
При проведении анализа результатов аттестации рабочих мест в организациях потенциальных респондентов, выявлено следующее долевое соотношение классов условий труда:
-- к 1 и 2 классам условий труда "Оптимальные" и "Допустимые" отнесено 31030 рабочих мест, что составляет 54,83% от общего количества рабочих мест, на которых проведена аттестация;
-- к 3 классу условий труда "Вредные" отнесено 25496 рабочих места (45,05%) соответственно;
-- к 4 классу условий труда "Опасные" рабочие места -- 68 рабочих места (0,12%).
По факторам "травмоопасности", уровень рабочих мест, отнесенных к "травмоопасным" также снизился на 41,1 процентных пункта и составил 1,06% против 1,8% в прошлом году.
К сожалению, зачастую имеют место факты недостаточного уделения внимания отдельных работодателей к проведению данной работы. Свое нежелание проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда работодатели объясняют, чаще всего, отсутствием финансовых средств, предназначенных для оплаты работы по измерению факторов производственной среды.
Вместе с тем, в целях повышения заинтересованности работодателей в проведении названной работы, на федеральном уровне сформирована система, экономически стимулирующая руководителей организаций в проведении работ по охране труда:
-- финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Нормативные правовые акты, регламентирующие названное финансирование приняты, на сегодняшний день в большинстве муниципальных образований области;
-- отнесение затрат по охране труда на себестоимость продукции (гл. 25 Налогового кодекса РФ);
-- частичное финансирование предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, осуществляемое через филиалы ГУ "Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ". В соответствии с действующим механизмом страхователи имеют право до 20% страховых взносов, перечисленных за предыдущий год, использовать на финансирование ряда мероприятий по охране труда, в том числе на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
-- установление ГУ "Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" скидок (надбавок) к страховому тарифу в зависимости от результатов деятельности организации по охране труда за предшествующий календарный год. Размер скидки (надбавки) составляет до 40%.
Надеемся на активное использование работодателями Иркутской области перечисленных механизмов стимулирования работы по улучшению условий и охраны труда в своих организациях, что, в свою очередь позволит снизить уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, как в отдельной организации, так и в Иркутской области в целом.
Департамент труда Иркутской области
Материал подготовлен к публикации Сибирским Информационным Агентством (СИА, Иркутск)




SIA.RU: Главное