Комментарии

МДМ-Банк. Пазлы по экономике, - Николай Кащеев

"Если кому-то все же очень хочется что-нибудь услышать про рынки, то пожалуйста: курс евро/доллар остается зажатым между уровнями 1.26 и 1.29, причем давление на европейскую валюту несколько ослабело после того, как сопротивление на 1.255 устояло и вследствие этого намечавшийся ранее неуверенный тренд роста USD не состоялся. Тем временем нефть твердо обосновалась в диапазоне 40-45 долл. за барр. /для Urals/. Доходность US Trys подросла на опасениях избыточного предложения и будущей инфляции, но рост замер возле 3% для Trys 10y. Индекс РТС вновь ясно показал, насколько бренны и эфемерны надежды /если они всерьез у кого-то есть/ на лучшее, двигаясь вслед за нефтью, а бивалютная корзина колеблется между 39 рублями с копейками и 40 рублями, сейчас примерно посередине, т.к. ЦБ РФ выжал ликвидность из банковской системы ровно настолько, чтобы отбить охоту атаковать рубль. Но и отдавать "завоевания" плавной девальвации – давать рублю искусственно расти к доллару – регулятор тоже, видимо, не слишком стремится. СМИ, однако, находят тему для дискуссии и в этой области, определяя нынешние колебания корзины, вызванные состоянием банковской ликвидности, как "резкие". Также обсуждается сокращение золотовалютных резервов, но позволим себе вообще не уделять этому внимания, поскольку объем около 4 млрд.долл. не представляет теперь, когда методика оценки резервов настолько усложнилась, серьезного интереса.

Впрочем, сегодня – для развлечения, но не без пользы – можно рассмотреть несколько загадочных картинок из области экономики. Во-первых, это предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь и февраль. "Загадочно" в ней то, что впервые на нашей памяти в соответствующей строке нет оценки ВВП за месяц, которую предоставляет Минэкономики и которая очень полезна для анализа бюджетных показателей. По причине очень уж специфического характера данных за январь мы анализируем ниже лишь февральские цифры:

 

млрд. руб.фев.09фев.08Реальное изменение, %
ДОХОДЫ 447.5 691.3 -42.9
РАСХОДЫ 691.1 390.7 55.9
Процентные расходы 15 12.1 9.3
Непроцентные расходы 676.1 378.6 57.4
Первичный профицит -228.6 312.7 -164.4
Окончательный профицит -243.5 300.6 -171.4
Первичный профицит, %ВВП n/a 12.5
Окончательный профицит, %ВВП n/a 12
ЕСН 0 24.2 -100
Окончательный профицит без ЕСН, %ВВП n/a 11.1
Доходы бюджета, % ВВП n/a 27.7
Непроцентные расходы, % ВВП n/a 15.1
ВВП n/a 2.5
ВВП, млрд.долл. n/a 94
Курсовая разница 11 5
Профицит без курсовой разницы и сальдо депозитов -245 296
Перевод средств со счетов /+/ / на счета /-/ Минфина в ЦБ 276 -331

 

Уж не знаем, сознательно ли не приведена оценка ВВП /скорее всего, нет/, но суровая картина экономического спада предстает "во всей красе". Падение доходов бюджета на 43%, безусловно, впечатляет и в самой значительной степени отражает, в частности, сокращение таможенных поступлений, коррелируя с показателями спада внешнеторгового оборота РФ. При этом рост непроцентных расходов составил 56%, что, по сути, удивительно напоминает схожую картину – провал внешнеторгового оборота vs. экономические стимулы в КНР. И точно так же остается констатировать: одно не компенсирует другое даже при номинальной схожести объемов по причине различного характера этих показателей: так, долив тормозной жидкости в автомобиле не компенсирует утечку, например, охлаждающей. По подсчетам BNP Paribas, уменьшение экспорта Китая на 24 млрд.долл. за январь-февраль означает сокращение экономической активности в стране, эквивалентное 100 млрд.долл. Подобная арифметика может быть смело применена и к РФ и лишний раз показывает, насколько могут быть безосновательны избыточные надежды на бюджетные стимулы. Правда, в случае КНР мы видим гораздо более мощные ресурсы, чем у РФ...

Паззл номер 2. Инфляция в РФ за 2 месяца и 10 дней составила 4.5%. Много споров идет о том, будет ли она в этом году очень высокой, или же падение спроса сведет ее на нет. Прошлый опыт, как мы сейчас увидим, дает основание для смешанных выводов:

.

Теперь, собственно, вопрос: когда конечный спрос резко падает, не возвращается ли экономика в состояние 2006 г., когда главным двигателем инфляции вновь становятся импортные цены, а не предложение денег? Если это так, то нас может ожидать инфляция, приближающаяся к 20% годовых. И еще: будет ли ЦБ всегда придерживаться своей жесткой политики в области ликвидности? Насколько точно Минфин будет следовать своей стимулирующей миссии? Если зажим денежного предложения /см. второй график/ будет играть свою антиинфляционную роль в течение полугода, сможет ли он компенсировать огромный рост импортных цен, который начнет сказываться в марте? Все эти большие сомнения означают одно: чтобы не вносить дополнительную инфляционную компоненту, ЦБ обязан всячески пресекать любые попытки атаковать рубль; девальвация не должна возобновляться, т.к. потери от нее будут теперь уже значительно выше иллюзорных выгод, в чем мы, вероятно, скоро убедимся.

Позвольте для полноты картины привести небольшую цитату из самого себя: "...Структура нашей экономики, зеркально противоположная китайской /экспортируем сырье - импортируем товары; у КНР ровно наоборот/, обеспечит при всех стимулирующих /монетарных/ мерах лишь рост импорта и отток капитала. Именно поэтому сегодня ЦБ вынужден проводить такую "странную" политику, занимаясь в основном обменным курсом, а не стимулами для реального сектора".


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное

На SIA.RU публикуются материалы, предоставленные аналитиками и трейдерами российских и зарубежных инвестиционных компаний и банков. Их мнения могут не совпадать с мнением редакции. Авторы комментариев не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться. Представленные в комментарии мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала. Комментарии носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по покупке либо продаже ценных бумаг. Стоимость ценных бумаг может увеличиваться и уменьшаться, результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем, государство не гарантирует доходность инвестиций в ценные бумаги.