"В течение последней недели в умах участников рынков /в первую очередь, как всегда, акций/ произошел очередной поворот – к лучшему. Сначала в центре внимания оказался китайский план стимулирования экономики, затем – заявление Викрама Пандита о прибыльности Citi "до списаний" /Где собака и зарыта: банки, которые бы, безусловно, обанкротились без 9-триллионной помощи ФРС /по словам Н.Рубини/, могут, конечно, показать и операционную прибыль, получая деньги под 0% годовых, однако списания, уже достигшие сегодня 1.24 трлн.долл. и, по прогнозам МВФ, обещающие достичь 2.3 трлн.долл. /3.6 трлн. согласно тому же Н.Рубини, который ранее всех в мире озвучил цифру списаний свыше 1 трлн.долл./, способны и далее без особого напряжения делать их отчеты в итоге убыточными./, затем – в целом банковский сектор, который, вроде бы, достиг очередного "дна" и активно снабжается ликвидностью почти по всему миру и почти по нулевым ставкам. Кроме того, игроки стали подмечать, что темпы падения основных макроэкономических показателей в принципе замедлились. Все это вместе сделало возможным нечто вроде ралли на рынках акций – американском, китайском и еще российском.
Последнее стало прямо-таки предтечей и провозвестником позитивных мировых тенденций, ибо началось ранее всех остальных рынков /за вычетом китайского/ и явило миру новые горизонты и проч. Весне дорогу!
Безусловно, российские базовые ставки денежного рынка далеки от нулевых. Безусловно, в феврале российский бюджет, которому мы посвятили часть предыдущего обзора, показал-таки дефицит, который мы можем отразить лишь в абсолютных цифрах по причине отсутствия оценок ВВП за февраль, на уровне 244 млрд.руб. Впрочем, для сравнения заметим, что год назад в феврале был отмечен профицит на уровне около 300 млрд.руб., что составляло... 12% ВВП. Сколько же может составлять нынешний дефицит, выражаемый сопоставимой цифрой? Даже при нулевом росте ВВП в реальном выражении 244 млрд.руб. могут означать не менее, чем 9% ВВП. Да, по новым предварительным данным, в феврале промышленное производство упало на 13.2% год к году.
А что с ликвидностью? Да вот что: в феврале средние остатки на корсчетах и депозитах в ЦБ составляли около 520 млрд.руб. /сейчас – около 600 млрд., большой прогресс; правда, до начала налоговых выплат/, что в постоянных ценах соответствует уровням 2003 г. При этом ставки на рынке /o/n сегодня/ опускаются до 3 /!/ – 7% годовых, что говорит о необычайно "высокой" потребности в деньгах – опять же, до начала налоговых выплат. А о ставках ЦБ мы уже вскользь заметили выше.
То есть, видимо, игроки на рынке акций теперь утешились следующими обстоятельствам: стабилизацией цены нефти /"Господи, спасибо, что все-таки не 25!"/, прекращением девальвации рубля /после титанических усилий ЦБ по урезанию ликвидности/ и, собственно, почти полной неприменимостью этой самой урезанной ликвидности за пределами оставшихся сегментов финансовых рынков. Посему и тут российские финансовые рынки являются авангардом мировой борьбы с кризисом: не даром министры стран G20 14 марта подчеркнули, что без оздоровления финансовой системы выход из кризиса невозможен и стимулирующие меры пропадают втуне, а вот в РФ все хорошее, возможно, уже начинается именно с рынка акций!
Однако, к теме: что общего между РФ и КНР. Это можно проследить на графиках ниже:
Индекс РТС /жирная красная линия/ стал "предтечей" разворота DJIA наверх
Индексы Китая /красный – HangSeng, черный – Шанхай, индекс акций типа А; в основном для локальных инвесторов/. В Гонконге иностранных игроков гораздо больше и настроены они куда менее позитивно к китайским акциям. В то же время, в "закрытом мире" акций типа А творятся совсем другие дела. Так же и рынок акций РФ, предоставленный местным игрокам, которым некуда девать даже скудную ликвидность, показывает пример всей планете
Вера в восстановление КНР подугасла: чудес не бывает. Двузначные цифры падения экспорта из стран Азии /до 40% год к году в начале 2009 г./ не дают серьезных оснований для оптимизма. Ниже приведена динамика цены на сталь: еще недавно легкое движение графика наверх отражало надежды на "китайское чудо" – а также на скорое восстановление всей мировой экономики.
На других фронтах: ОПЕК считает, что ее меры уже приносят плоды, а в подтексте, возможно, имеет в виду, что соответствие реальных сокращений достигнутым договоренностям находится на исторически очень высоком уровне – 80% /страны Залива выполняют договоренности на 85%, Нигерия и Ливия – на 60-70%, Алжир и Ангола – 50-60%, Венесуэла, Иран и Эквадор – в районе 40%; данные Oil & Gold Journal; показательная картинка, не правда ли?/. Это предполагает, что еще больших сокращений будет очень непросто достичь в реальности.
На фронте G20: саммит "двадцатки" состоится в начале апреля, сейчас же задача министров финансов заключалась в том, чтобы добиться максимального урегулирования разногласий и согласовать повестку дня. Так вот: серьезного урегулирования разногласий достигнуть не удалось, что де-факто и признал министр финансов США г-н Гайтнер. Чего, в принципе, и следовало ожидать в условиях, когда своя рубашка, как никогда, ближе к телу, и в чем легко было убедиться на примере судьбы заявления об избежании любых торговых ограничений. И сейчас ни скоординированных мер фискального характера /основные разногласия между США и ЕС/, ни обязывающих мер монетарного плана – ничего этого согласовано не было. На этот раз министры отделались уже приведенными выше замечаниями относительно приоритета восстановления банковских систем, о будущем регулировании финансовых систем, а также о повышении роли МВФ и признали необходимость его дополнительной капитализации /пока без каких-либо деталей/ и т.п. Это – к вопросу о том, насколько на самом деле смутны перспективы создать новую мировую валюту на базе МВФ и проч.
И, в заключение, интересный график /chart of the day/:
Еще недавняя уверенность большинства игроков в росте доллара к евро терпит окончательный крах? Евро преодолел уровень 1.30. Это с довольно высокой вероятностью может быть, конечно, еще одним свидетельством suckers’ rally. Rationale за этим такое: рост помощи МВФ странам Восточной Европы якобы снимает один из серьезных рисков для зоны евро. Эта идея укрепляет и без того довольно серьезные технические позиции европейской валюты, однако и долгосрочный растущий тренд EUR на месте, и среднесрочный – роста USD – пока не сломлен. Пробой уровней сопротивления EUR 1.31, а затем 1.35 является значимым в этом отношении".





SIA.RU: Главное