Импорт автомобилей корейской марки Daewoo в Россию может быть ограничен. Этого будет добиваться АвтоВАЗ, который обвиняет Узбекистан, где осуществляется сборка Daewoo, в искусственном ограничении импорта российских автомобилей. Сейчас в Россию из Узбекистана ввозится около 100 тыс. Daewoo в год. Аналитики связывают инициативу АвтоВАЗа с желанием завода расширить экспорт и ограничить проникновение конкурентов в Россию.
В распоряжении "Ъ" оказалась копия письма президента АвтоВАЗа Бориса Алешина на имя заместителя министра экономики Андрея Клепача от 20 марта. Господин Алешин пишет, что АвтоВАЗ столкнулся в Узбекистане "с рядом проблем, препятствующих налаживанию взаимной торговли между двумя странами". Основная заключается в том, что банки Узбекистана регулярно задерживают конвертацию местной валюты (сум) в доллары или рубли (эти задержки достигают нескольких месяцев). В результате импортер автомобилей Lada в Узбекистан не может расплатиться с АвтоВАЗом за поставленные машины, что фактически означает остановку их ввоза в страну. Борис Алешин называет задержки "торговым барьером" и просит чиновника "в максимально короткий срок" помочь решить проблему.
В пресс-службе АвтоВАЗа "Ъ" подтвердили подлинность письма, но подчеркнули, что проблема, обозначенная господином Алешиным, "актуальна для всех российских автопроизводителей". В ОАО "Соллерс" (экспортирует в Узбекистан модели "УАЗ") подтвердили "Ъ", что импортеры УАЗа в республику сталкивались с отказом узбекских банков конвертировать валюту. В "Соллерсе" тоже считают, что вопрос "необходимо решать на государственном уровне". В группе ГАЗ на запрос "Ъ" не ответили. В компании "Восток Лада плюс" (импортер марки Lada в Узбекистан) сказали "Ъ", что узбекские банки отказывают в конвертации, ссылаясь на устное указание республиканского ЦБ.
Если российская сторона не сможет убедить Узбекистан снять ограничения на импорт автомобилей в республику, АвтоВАЗ попросит министерства ввести ответные ограничения на импорт автомобилей Daewoo из Узбекистана в Россию, говорит один из топ-менеджеров завода. Автомобили Daewoo, продаваемые в России, импортируются с узбекского завода "УзДэуАвто", который собирает их из машинокомплектов корейской GM DAT.
Марка Daewoo -- одна из популярных на российском рынке, по итогам 2008 года она стала девятой в общем рейтинге продаж. Объем сбыта Daewoo в России на порядок выше, чем продажи АвтоВАЗа в Узбекистане: 95,5 тыс. машин в 2008 году против 9 тыс. машин. АвтоВАЗ сейчас столкнулся с затовариванием, поэтому его стремление проникнуть на экспортные рынки или же, наоборот, перекрыть конкурентам доступ на рынок России понятно, говорит Михаил Пак из ИФК "Метрополь". Вполне возможно, что проблема с конвертацией валюты существует давно, просто пока авторынок России рос, о ней никто не
вспоминал, добавляет аналитик. Михаил Лямин из Банка Москвы согласен с коллегой и полагает, что кризис -- это "лучшее время для продвижения идей вроде решения проблем с конвертацией или введения пошлин на импорт иномарок", поскольку российские власти публично пообещали поддерживать отечественный автопром. Впрочем, аналитик не
думает, что Россия станет вводить пошлины "против столь крупного торгового партнера, как Узбекистан".
Дмитрий Ъ-Беликов




SIA.RU: Главное