Новости

"Мы не совершили ни одной убыточной сделки"

"Мы не совершили ни одной убыточной сделки"

Глава АСВ Александр Турбанов ответил депутатам на обвинения в профнепригодности

Сегодня комитет Госдумы по финансовым рынкам заслушает отчет гендиректора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александра Турбанова. Это будет сделано по инициативе депутатов, которые на днях выразили намерение обратиться к вице-премьеру Алексею Кудрину, возглавляющему совет директоров АСВ, с просьбой рассмотреть вопрос о профессиональной пригодности и соответствии занимаемой должности гендиректора АСВ. Об итогах работы агентства АЛЕКСАНДР ТУРБАНОВ
рассказал в интервью "Ъ".

-- Связываете ли вы инициативу депутатов с недавно прошедшими в АСВ кадровыми перестановками: была сокращена должность вашего заместителя, которую три месяца занимал Дмитрий Любинин? Также были уволены несколько сотрудников департамента оценки банков, передаваемых на санацию.

-- Не убежден, будет ли правильно с моей стороны комментировать сейчас еще не рассмотренные заявления депутатов. После заседания комитета -- пожалуйста.

-- А в связи с чем было проведено сокращение штата агентства? Кем и когда принималось такое решение?

-- Решение принималось правлением агентства 1 апреля 2009 года в связи с изменением объема работы. В конце 2008 года нам от Банка России поступило 20 предложений о санации банков. В первом квартале этого года -- всего три таких предложения. Объем работы снизился заметно, и мы посчитали возможным немного сократить штат. Одновременно было проведено перераспределение обязанностей среди заместителей генерального директора. Большого оттока работников из
агентства в связи этими событиями мы не ожидаем: максимум 10-11 человек. В масштабах агентства, где штатная численность составляет 560 человек, это не много.

-- Закон, по которому АСВ проводит санацию банков, действует почти полгода. За это время выяснилось, что санация еще не гарантирует предотвращения банкротства санированных банков.

-- Банкротом не стал ни один банк, санируемый с помощью инвесторов. Процедура частичной санации, когда обязательства проблемного банка перед вкладчиками вместе с активами на эквивалентную сумму передаются здоровому банку, использовалась только в трех проектах из пятнадцати, реализованных в прошлом году. Применительно к процедуре частичной
санации закон не говорит о финансовом оздоровлении банка: речь идет о защите вкладчиков. И закон прямо предусматривает, что сам банк в этом случае ликвидируется, поскольку частичная санация применяется в отношении банков, которые уже фактически стали банкротами, и ни один инвестор не берется за их восстановление.

-- Бывшие владельцы банков, подвергнутых санации, рассказывали, что предлагали для своих банков инвесторов, но АСВ их отвергло...

-- Да, такие ситуации были, но мы никогда не давали отказ с ходу, а наоборот, могли пойти навстречу и выбрать именно этого инвестора. Но инвестор должен соответствовать определенным требованиям: прозрачность структуры собственности, устойчивое финансовое положение, наличие свободных средств, достаточных для внесения в капитал санируемого банка. Отказы инвесторам означают, что эти требования не соблюдались.

-- Почему прозрачность структуры собственности инвестора оказывается важнее, чем возможность спасти банк от банкротства?

-- Я не могу эти факторы отделять друг от друга. Если мы не знаем собственника банка-инвестора, то как можно утверждать, что мы знаем его финансовое состояние? Я убежден, что банк, скрывающий собственника, не может быть устойчивым.

-- Почему вы не раскрываете количественные критерии отбора инвесторов, а также детальное содержание заключенных с ними соглашений, объем и формы оказанной финансовой помощи?

-- Закон не обязывает нас раскрывать столь подробную финансовую информацию, а делать это в инициативном порядке мы не стали. Но если законодатели сочтут, что такая необходимость есть, и примут необходимые поправки в закон, мы, конечно, будем это делать.

-- В арбитражном суде растет число обращений кредиторов--юридических лиц, оспаривающих частичную санацию банков (например, "Электроники"). Истцы считают, что в этом случае имеет место банальный вывод активов.

-- Вы почему-то упускаете из вида другую сторону этой сделки -- активы передаются вместе с обязательствами на эквивалентную стоимость. Вот если бы из банка просто забрали активы, тогда интерес кредиторов был бы нарушен. Я настаиваю, что при частичной санации защищаются интересы всех кредиторов. Наиболее наглядна ситуация с вкладчиками: они переводятся в здоровый банк и обслуживаются на прежних условиях. Но кредиторы третьей очереди, юридические лица, тоже выигрывают. Здесь вопрос в том, по какой цене передаются активы банка. Если бы сразу наступало банкротство, то активы банка все равно
пошли бы на удовлетворение требований вкладчиков, но по более низкой, ликвидационной стоимости. Как только у банка отзывается лицензия, стоимость его активов резко понижается, а то и вовсе теряется.

-- Позиция АСВ относительно дробления депозитов гражданами в проблемных банках далеко не во всех случаях поддерживается судами. Более того, многие считают позицию АСВ антисоциальной, поскольку вкладчики спасают свои кровные...

-- Всегда есть люди, у которых сумма вклада больше, чем сумма положенного законом страхового возмещения, и у многих из них есть соблазн путем создания фальсифицированных счетов получить больше. Это приводит к появлению 100% гарантии по вкладам, которая законом о страховании вкладов не предусмотрена. Напомню, у нас сумма средств населения в банках -- более 6 трлн руб. Выплатить их в полном объеме не сможет ни одна система страхования вкладов. То, что вкладчики
спасают свои кровные, никто под сомнение не ставит. Но, согласно действующему законодательству, застрахованную часть вклада вкладчик получит в виде страхового возмещения, а незастрахованный остаток -- от конкурсного управляющего в процессе банкротства банка. Вкладчики являются кредиторами первой очереди, чьи требования, как правило, удовлетворяются в полном объеме.

-- Согласно последним инициативам АСВ, фальсифицированными предлагается считать вклады, сформированные исключительно банковскими проводками за три месяца до отзыва у банка лицензии при наличии у него очевидных проблем с исполнением обязательств. Не слишком ли это категоричное решение проблемы?

-- Всем же очевидно, что никаких новых средств в банк не поступает. Кстати, мы говорим только о предложениях, которые обсуждались на экспертном совете АСВ, ни в какие инстанции они не вносились. Интерпретация этого предложения нередко тоже неточна: мы не предлагаем считать дроблением любое размещение средств в банке, совершенное в трехмесячный срок до отзыва лицензии. Если вкладчик принес в банк "живые" деньги и разместил на счете -- никакой фальсификации нет.

-- Так вы будете законодательно закреплять, что считать дроблением?

-- Пока пришли к выводу продолжать бороться с этим явлением разъяснением и убеждением. И многие вкладчики в итоге возвращают все в первоначальное положение. В отношении иных случаев возбуждаются и расследуются уголовные дела, где основными фигурантами являются не вкладчики, а работники банка, чьими руками это все совершалось. Если
банк в итоге обанкротится, такие действия могут быть квалифицированы не только как внеочередное удовлетворение требований кредиторов, но и как неправомерные действия при банкротстве. А руководство и учредители банка -- привлечены к ответственности.

-- В последнее время были зафиксированы попытки собственников и руководства банков препятствовать признанию их банкротами. Так поступил Тюменьэнергобанк, заявив в суде ходатайство о проведении экспертизы его финансового состояния.

-- Для меня очевидно, что оснований для признания этого банка банкротом вполне достаточно. Очень жаль, что решение все еще не принято, потому что с каждым днем стоимость его активов падает. Мне недавно один банкир за чашкой чая сказал: "Вы знаете, АСВ называют цербером: ЦБ только отзывает лицензию, а вы еще добиваетесь того, чтобы с банкиров взыскали огромные суммы, а то и привлекли к уголовной ответственности". Мы не кровожадные, но наша цель -- устранить для банкиров возможность сначала обанкротить банк, а потом уйти от ответственности, пытаясь доказать, что активов у банка было
много. Как будто ЦБ у нас не может дать адекватную оценку состояния активов.

-- Можно ли привлекать к субсидиарной ответственности менеджеров и владельцев санируемых банков?

-- Действующее законодательство позволяет ставить этот вопрос. На основе оценки финансового состояния банков можно сделать точный вывод, мог ли банк к моменту начала санации рассчитаться по своим обязательствам или был уже фактическим банкротом. Сейчас такая работа идет по банку ВЕФК, где ситуация была для нас очевидна. Но в этом банке собственник не просто привлекается к субсидиарной ответственности в рамках арбитражного судопроизводства, а привлекается к уголовной ответственности. А в рамках уголовного дела есть больше возможностей разыскивать выведенные из банка активы, чем
в рамках гражданского судопроизводства. Естественно, мы рассчитываем, что эти активы вернутся в банк.

-- Будет ли сейчас усиливаться вывод активов, если ожидается вторая волна появления проблемных банков?

-- Мы не заметили пока тенденции, что в связи с кризисными явлениями активность по выводу активов стала выше.

-- В начале 2009 года вторая волна кризиса прогнозировалась на весну. Будут ли массовые банкротства и когда их можно ожидать?

-- По нашим нынешним прогнозам, массовых банкротств не будет. В последние годы Банк России отзывал у банков по 30-60 лицензий ежегодно. Я думаю, что примерно такое же число будет и в этом году. Может быть, больше 30, но вряд ли больше сотни. По нашим прогнозам, вторая волна может прийти в конце года. Но ее может и не случиться, поскольку дают результаты антикризисные меры правительства и Центробанка, либо она будет менее острой. Впрочем, каждый кризис уникален, и его последствия могут быть разными.

-- Что может стать спусковым крючком для начала второй волны кризиса?

-- Проблема плохих активов, точнее, плохих кредитов, то есть возрастание просроченной задолженности до величины, которая может оказаться критичной для банков. Это 10-15%. Мы не исключаем, что такая ситуация может возникнуть.

-- Вы сохраняете свой прогноз по числу банков, которые потенциально потребуют санации в 2009 году?

-- Да, мы полагаем, что число банков, санацией которых занимается АСВ, может увеличиться в этом году примерно на 20 -- в дополнение к 15 проектам, которые мы вместе с инвесторами реализуем сейчас.

-- Планируется ли увеличить размер страхового возмещения по вкладам?

-- Размер страхового возмещения повышался уже трижды. Сейчас сумма 700 тыс. руб. полностью покрывает обязательства банков перед 99% вкладчиков. Мы по этому показателю самая щедрая система страхования вкладов в мире. Задача системы страхования вкладов -- защитить массового вкладчика, а средний размер вклада сейчас около 14 тыс. руб. Но я не исключаю, что могут обсуждаться комплексные вопросы -- например, о введении жилищно-накопительных вкладов, по которым сумма
страхового возмещения могла бы составлять, скажем, 3 млн руб. Или о страховании депозитов юридических лиц, для которых сумма может достигать уже 1 млн руб. Но чтобы избежать двойных стандартов, было бы разумным повысить до этой суммы и размер страхового возмещения по вкладам граждан. Правда, это потребовало бы из бюджета дополнительно 120 млрд руб., поскольку банки не справятся с повышением страховых взносов.

Интервью взяли Светлана Ъ-Дементьева и Ольга Ъ-Плешанова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное