Новости

Иркутский губернатор нарушил воздушное пространство. Последний полет Игоря Есиповского не был согласован с авиационными службами

Полет вертолета Bell 407, ставший роковым для губернатора Иркутской области Игоря Есиповского и сопровождавших его людей, как полагают участники расследования катастрофы, скорее являлся тренировочно-развлекательным, чем служебным. Сертификат летной годности был получен на этот вертолет всего за четыре дня до катастрофы, а вылет на нем 9 мая не был согласован с авиационными службами. Таким образом, становится очевидно, что губернатор просто воспользовался первым выходным днем, чтобы облетать оказавшуюся в его распоряжении машину.

Вчера временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Сергей Сокол и его коллеги попытались "развеять все слухи" о последнем полете Игоря Есиповского. Они сообщили, что губернатор летал в поселок Большое Голоустное, где в 2009-2012 годах предполагалось построить особую экономическую зону туристско-рекреационного типа (объем инвестиций 6 млрд руб.) исключительно в служебных целях. "По имеющейся у меня информации, Игорь Эдуардович (Есиповский.-- "Ъ") осуществлял поездку, связанную с вопросами развития экономической зоны",-- заявил в частности господин Сокол. Его также поддержал руководитель иркутского управления федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами
Игорь Шпаков, сообщивший, что губернатору и его заместителю Михаилу Штонде "необходимо было посмотреть еще раз место строительства, понять, что зона в Большом Голоустном неперспективна. Эту цель, я полагаю, преследовал губернатор, чтобы потом самостоятельно принять решение".

Почему губернатор решил лететь в праздничный день, чиновники ответить не смогли, сообщив лишь, что из Большого Голоустного он должен был вернуться около 20 часов 9 мая. "После того как вертолет не вернулся в назначенное время, супруга Игоря Эдуардовича посчитала, что вертолет остался там из-за погодных условий на ночь. Утром забили тревогу",-- заявил врио губернатора региона.

Между тем, как стало известно "Ъ", участники расследования катастрофы сомневаются в версии, приведенной представителями иркутских властей. Следственно-оперативная группа, которую возглавил Андрей Чернусь, специализирующийся на ведении подобного рода дел (в частности, он расследовал катастрофу вертолета с губернатором Красноярского края Александром Лебедем), выяснила, что служебные перелеты главы региона осуществлялись авиакомпанией "Иркутскавиа", имеющей соответствующий договор с местной администрацией. 9 мая в авиационные службы заявок на использование воздушного пространства от "Иркутскавиа" не поступало, не было их от пилота Bell 407 Виктора Кунова и владельца этого вертолета -- главы подмосковной строительной компании "Сапсан" Сергея Шмакова. Как сообщили в пресс-службе Минтранса, сертификат
летной годности на вертолет за N 2021090216 был получен его владельцем только 6 мая текущего года, а без данного документа его полеты были запрещены. Таким образом, получается, что роковой для губернатора полет на Bell 407 был одним из первых -- тренировочно-развлекательным. Именно поэтому для него и использовали выходной день 9 мая.

Тела погибшего губернатора, его заместителя, пилота и охранника были эвакуированы с места катастрофы в ночь на вторник. Они сильно обгорели и были опознаны по анализам крови, как сообщил врио губернатора Сергей Сокол.

Побывавший вместе со спасателями на месте катастрофы егерь Прибайкальского национального парка Александр Муратов рассказал, что трагедия произошла километрах в пяти от егерства, но ни пролета вертолета, ни взрыва он не слышал. По его словам, место падения по спутниковым приборам определили сотрудники МЧС. Добирались же до него на гусеничных вездеходах.

Егерь Муратов и представители местной лесоохраны сомневаются в том, что VIP-пассажиры могли прилетать к ним на охоту. По их словам, местность покрыта густой тайгой, где трудно найти даже площадку для посадки вертолета. К тому же, как говорят представители компаний, продающих вертолеты Bell, учитывая, что на борту Bell 407 находились четыре человека, там просто "не оставалось места для перевозки добычи".

Причина катастрофы официально не установлена. Среди версий, выдвинутых в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по ч. 3 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц"), главными считаются погодные условия, ошибка пилота и техническая неисправность вертолета. Как сообщила старший помощник руководителя Восточносибирского следственного
управления на транспорте Нина Калюш, версия о теракте следствием не выдвигалась.

Источники, близкие к следствию, сообщили "Ъ", что, скорее всего, к катастрофе привела совокупность факторов.

Специалисты межгосударственного авиакомитета планируют установить предварительные причины катастрофы через две недели. При этом рассчитывать на помощь бортовых самописцев им не приходится -- особенностями конструкции Bell 407 они просто не предусмотрены.

Николай Ъ-Сергеев; Любовь Ъ-Шебалова, Казань; Николай Ъ-Тарасенко,
Максим Ъ-Гурин, Иркутск


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное