Новости

Сбербанк завел Opel. Но управлять им будет Magna

Покупателями немецкого Opel станут канадская Magna и российский Сбербанк, аванс за его контрольный пакет они внесут уже завтра. Сбербанк станет одним из ключевых акционеров Opel, однако определять его стратегию будет Magna, которая не получит и блокирующего пакета немецкого автопроизводителя. Ключевым рынком для Opel должна стать Россия, где бренд должен занять до 20%, что означает увеличение его нынешней рыночной доли на порядок.

О том, что покупателями контрольного пакета акций Opel станут канадская Magna и российский Сбербанк, в субботу заявила канцлер Германии Ангела Меркель. Она уточнила, что подобную сделку поддерживает правительство Германии и что президент США Барак Обама в ней также заинтересован. Соруководитель Magna Зигфрид Вольф сказал, что компания завершит сделку с General Motors (GM, продавец 100% акций Opel) в течение четырех-пяти недель, а предоплату за покупаемые бумаги в размере 300 мл евро внесет уже завтра (всего Magna инвестирует в Opel около 500 млн евро). Когда и как будет оплачивать свою долю
Сбербанк, не уточняется, а в самом банке от комментариев отказались.

На выходных GM провел предпродажную подготовку Opel, передав 100% его акций во вновь созданный траст. Трастом руководят пять человек, по два представителя от GM и правительства Германии, независимый директор -- глава офиса Американской торговой палаты во Франкфурте Фред Ирвин. Он же является председателем траста. Акции Opel переданы в траст для того, чтобы обезопасить активы немецкого автопроизводителя от возможного банкротства GM (заявление о признании себя банкротом GM может подать уже сегодня).

Несмотря на то что Сбербанк станет крупнейшим владельцем Opel наряду с GM, он не будет определять его стратегию и производственную политику. По словам премьер-министра земли Гессен Роланда Коха, "российский партнер будет только держателем доли (в Opel.-- "Ъ")", а "за руководство компанией будет отвечать Magna". Аналитики уже отмечали, что Magna структурировала сделку крайне выгодно для себя: именно от Magna исходила инициатива покупки Opel, Magna будет
руководить немецким автопроизводителем, но формально не будет владеть даже его блокпакетом.

Покупая Opel, Magna и Сбербанк получат контроль над восьмью производственными площадками в Германии, Бельгии, Польше, Испании и Великобритании. В прошлом году они выпустили 1,47 млн машин. Magna может закрыть заводы в Бельгии и один завод в Великобритании (там их два), сократив до 10-11 тыс. сотрудников Opel (всего в Opel 55 тыс.
человек).

Ключевым рынком для Opel должен стать российский: в перспективе Opel должен занять на нем рыночную долю в 20%, заявляют в Magna. Это означает увеличение доли на порядок: по итогам января-апреля 2009 года Opel занял не более 3% рынка (фактические продажи -- 15,5 тыс. машин).

Пока непонятно, как будет идти локализация производства Opel в России и насколько реален объем выпуска в 180 тыс. машин, потому что продать такой объем на падающем авторынке вряд ли реально, говорит Михаил Пак из ИФК "Метрополь". В любом случае для российской автоиндустрии, в первую очередь для группы ГАЗ, в этой сделке "больше плюсов, чем минусов", хотя бы потому, что производство легковых автомобилей ГАЗа станет наконец-то рентабельным. Михаил Лямин из Банка Москвы согласен с коллегой, но "не совсем понимает, зачем сделка нужна Сбербанку, который в Opel будет, скорее, спящим акционером".

Дмитрий Ъ-Беликов, Седа Ъ-Егикян

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное