Приток ликвидности в банковскую систему России не смог увеличить кредитования реального сектора экономики, считают аналитики Альфа-банка.
Майский рост денежной базы на 5,1 проц был вызван притоком ликвидности на депозиты Банка России, что свидетельствует о низкой привлекательности кредитования и растущем "навесе" ликвидности в финансовой системе, говорят в Альфа-банке.
Учитывая бюджетный дефицит в размере 511 млрд руб за май, аналитики ожидают, что до конца 2009 г Минфин РФ профинансирует, как минимум, 2,5 трлн руб расходов, но для оживления экономики необходимо, чтобы это вливание бюджетных средств дошло до реального сектора в виде новых банковских кредитов, отмечают эксперты.
Налоговые доходы федерального бюджета в мае упали на 14 проц /месяц-к-месяцу/, достигнув минимального значения с января. Минфин отреагировал на это сокращением затрат на 29 проц /месяц-к-месяцу/, в результате чего бюджетный дефицит за май составил всего 5,3 проц ВВП против 10,7 проц ВВП в апреле. Таким образом, подход Минфина отражает слабую веру в способность властей стимулировать оздоровление экономики фискальными методами, считают аналитики Альфа-банка.
Низкая собираемость НДС и налога на прибыль неприятно удивили, говорят эксперты. Структура апрельских налоговых доходов показала всю серьезность проблемы их собираемости. Динамика поступления НДС, являющегося хорошим индикатором экономической активности, указывает на сокращение объемов внешней и внутренней торговли. Собираемость НДС с внутренней торговли снизилась, по сравнению с апрелем 2008 г, на 70 млрд руб, а НДС на импортные товары - на 60 млрд руб; суммарно эти две цифры показывают снижение на 15 проц в годовом исчислении. Апрельские доходы от налога на прибыль упали на 60 проц год-к-году. В результате такой динамики собираемости НДС и налога на прибыль федеральный бюджет может недополучить в этом году 800 млрд руб, оценивают в Альфа-банке.
В апреле 2009 г на межбюджетные трансферты и поддержку национальной экономики пришлось 54 проц суммарных расходов против 46 проц за аналогичный период 2008 года. По оценкам аналитиков Альфа-банка, подобное усиливает риск того, что снижение налоговых доходов на региональном уровне окажет давление с точки зрения расходов федерального бюджета, которые выросли в апреле на 36 проц в годовом исчислении, превысив 27 проц всех расходов, заложенных в проект бюджета.
Между тем, осторожный подход Минфина к финансированию затрат оправдан неспособностью банков выдавать новые кредиты. Дефицит федерального бюджета уже проявился в росте денежной базы, однако это привело не к увеличению средств на корреспондентских счетах, то есть оборота денег в реальной экономике, а к росту депозитов банков в ЦБР. Это представляет собой потенциальный "навес" ликвидности, который перетечет на финансовый или валютный рынки, когда закончится очередной раунд ослабления доллара.
Бюджетный дефицит в размере 511 млрд руб за май предполагает, что при самом оптимистичном сценарии до конца 2009 г российскому правительству предстоит потратить еще 2,5 трлн руб. При этом возможности ЦБР по стерилизации этого притока ликвидности ограничены: он может "вернуть" примерно 700 млрд руб в рамках погашения банками беззалоговых кредитов, оценивают в Альфа-банке.
Для нейтрализации эффекта постоянно нарастающего дефицита бюджета ЦБР будет более активно увеличивать норму отчисления в фонд обязательных резервов во втором полугодии 2009 г. Однако ему будет сложно устранить влияние навеса ликвидности как катализатора инфляции и его давление на обменный курс рубля, резюмируют аналитики Альфа-банка.




SIA.RU: Главное