Новости

Передача активов в доверительное управление -- весьма рискованный способ приумножения средств, если вы ориентируетесь только на результаты предыдущей работы управляющих компаний. Подтверждением этому является печальный опыт некоторых иркутских инвесторов

Газета "Дело", №12 от 26 июня 2009г.

Доверяй, но ограничивай

Там, где риск -- не обойтись без доверия. Но, отдавая свои деньги в доверительное управление, инвесторы часто слишком рискуют, ориентируясь при выборе управляющего только на результаты доходности его предыдущей работы.

Доверительное управление активами (ДУ) всегда позиционировалось как продукт для состоятельных розничных клиентов. В ДУ, в отличие от ПИФов, управляющая компания зарабатывает деньги не для массы безликих клиентов, а для одного конкретного. В отличие от паевых фондов, инвестиционный процесс в ДУ выстраивается по индивидуальной стратегии, разработанной с учетом приоритетов клиента, его склонности к риску. Соответственно, и порог начальных инвестиций в ДУ выше, чем в ПИФах. К примеру, в Москве эта сумма начинается от 5 млн руб.

"В Иркутске входной порог в ДУ начинается от нескольких сотен тысяч рублей, -- рассказывает Елена Громова, инвестор с многолетним опытом. -- По сути, наше ДУ очень похоже на ПИФы: индивидуального управляющего, как правило, нет, индивидуальной стратегии тоже. Да это и невозможно при таких небольших суммах. Основное отличие от ПИФов состоит в том, что набор инструментов определяет менеджер".

Однако какой бы ни была инвестируемая сумма, клиенты всегда хотят получить от нее максимальную доходность и очень редко задумываются о рисках, знают управляющие. Это объяснимо, говорят они, ведь фондовый рынок последние годы активно рос, и то, что инвестиции принесут прибыль, практически не вызывало сомнений. Поэтому появление на рынке компаний, обещающих высокую доходность по персональным инвестициям, мало у кого это вызывало подозрение.

"Когда в 2006 году я услышал, что в Иркутске [управляющие компании] предлагают 4-6% в месяц, их пирамидальная природа стала мне очевидна", -- рассказывает специалист по доверительному управлению ИК "Сивер" Тимофей Черногузов. По его словам, результаты добросовестных управляющих компаний в благополучные годы на фондовом рынке в среднем составляли 1,5-2% в месяц.

Вечные пирамиды

По данным Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Восточно-Сибирском регионе (РО ФСФР России в ВСР), сегодня в Иркутске насчитывается 18 компаний, принимающих средства клиентов в доверительное управление. Это и местные компании, работающие на рынке более 10 лет, и филиалы крупных российских инвестиционных холдингов, и относительно новые игроки. И как показывает опыт, людям не всегда хватает знаний, чтобы выбрать среди них надежного партнера.

"В первую очередь следует отметить, что услуги доверительного управления оказываются только по договорам доверительного управления. Никаких других форм договоров законопослушный управляющий не может предложить своему клиенту", -- предостерегает Тимофей Черногузов.

Собеседник напоминает историю печально известного "Иркутского фондового центра", который принимал средства клиентов в доверительное управление, но при этом заключал с ними договора займа. Напомним, что в марте 2008 года компания прекратила выплаты своим клиентам, собрав, по самым скромным оценкам, 2,5 млрд руб средств вкладчиков. При этом, как оказалось, деятельность центра не подпадала под регулирование Федеральной службы по финансовым рынкам. Как пояснили газете "Дело" в РО ФСФР, у "Иркутского фондового центра" была лицензия на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, но с пострадавшими клиентами он заключал договоры займа, а не ДУ.

Но самое распространенное сегодня явление, рассказывают специалисты, это когда компания, оказывающая услуги ДУ на территории России, зарегистрирована за рубежом. "Клиент приходит в офис компании, зарегистрированной в России, но договор ДУ в итоге заключает с компанией, зарегистрированной за ее пределами, часто и не подозревая об этом. К примеру, у них могут быть сходные названия. А компания-нерезидент, естественно, никакой ответственности в нашей стране не несет", -- объясняет специалист по доверительному управлению УК "Финам менеджмент" Дмитрий Серебрянников.

Похожий пример был в Иркутске в недавнем прошлом. Как пояснили газете "Дело" в РО ФСФР, группа компаний (ГК) "Профит Капитал", принимавшая средства клиентов в управление, включала в себя двух профучастников рынка ценных бумаг: ООО "Инвестиционная компания "Профит Капитал" и ООО "Управляющая компания "Профит Капитал". В группу входила также и третья организация -- ООО "Профит Капитал", которая профучастником рынка не являлась (не имела лицензии ФСФР), но выступала в Иркутске в качестве агента иностранной компании "Zennax Limited", зарегистрированной в Новой Зеландии. При этом, как пояснили в РО ФСФР со ссылкой на данные УФНС по Иркутской области, УК "Профит Капитал" и ИК "Профит Капитал" не имели филиалов в регионе. То есть входящие в группу лицензированные компании юридически не работали в Иркутской области.

Весной 2008 года компания перестала выплачивать деньги своим клиентам, а ее офис вскоре оказался закрыт. Газете "Дело" удалось разыскать бывшего сотрудника ГК "Профит Капитал", который на условиях анонимности рассказал о принципах работы компании. "В офисе клиентам продавались услуги УК 'Профит Капитал', которая зарабатывала на фондовом рынке и предлагала доходность порядка 1,5-2% в месяц, и услуги Zennax, зарабатывавшей исключительно на forex и предлагавшей клиентам доходность 4-6% в месяц. Тот факт, что компания работает на forex, не афишировался. Догадайтесь, с какой компанией заключали договора большинство клиентов?". К слову, собеседник и сам стал жертвой своего работодателя, доверив собственные сбережения в управление новозеландской компании.

В РО ФСФР отметили, что служба не имеет правовых оснований для проверки компании ООО "Профит Капитал", так как она не является профессиональным участником финансового рынка. А имеющие лицензии УК "Профит Капитал" и ИК "Профит Капитал", как уже упоминалось, зарегистрированных филиалов в Иркутской области не имели. Бывший сотрудник "Профит Капитал" признался, что даже не делал попыток вернуть свои деньги: "Я осознавал, на что шел, вкладывая в Zennax. Знал, что в случае чего, их будет не вернуть".

"Для обрушения пирамид даже не нужно никакого кризиса, -- размышляет Тимофей Черногузов. -- Компания может закрыться целенаправленно, предчувствуя сложности с законом, а может воспользоваться какой-то кратковременной паникой на рынке для того, чтобы скрыться".

Но если "Профит Капитал" уже закрылся, то другие компании, использующие подобные схемы, еще работают, уверены специалисты.

Повышенное внимание

Чтобы убедиться в российской регистрации компании, достаточно запросить у нее Свидетельство о государственной регистрации юрлица, выданное местной инспекцией Федеральной налоговой службы РФ. Название компании и форма собственности, указанные в этом документе, должны полностью совпадать с наименованием организации, указанной в договоре об оказании услуг ДУ.

И, конечно же, управляющая компания должна иметь лицензию профучастника рынка ценных бумаг, выданную ФСФР. "Лицензию полезно изучить, -- предупреждает Дмитрий Серебрянников. -- Она должна подтверждать право компании осуществлять профессиональную деятельность на фондовом рынке. Обратите внимание на срок ее действия. Бывали случаи, когда клиенту вручали для ознакомления лицензию, срок действия которой истекал через пару недель. Если компания не озаботилась ее продлением, это, как минимум, подозрительно". К примеру, действие лицензии ООО "ИФЦ" прекратилось еще в марте 2007 года, но компания продолжала принимать деньги вкладчиков до марта 2008 года. "Хорошо, конечно, если лицензия бессрочная, -- добавляют участники рынка. -- Это говорит о готовности компании долго работать на рынке финансовых услуг". (Сейчас бессрочную лицензию профучастникам рынка ценных бумаг ФСФР выдает только после трехлетней работы компании по срочной лицензии. -- Прим. СИА).

Возраст компании важен, считает директор ИК "Сивер" Александр Февралев: "Если компания пережила 98-ой год, ее относят к 'динозаврам' рынка с повышенным коэффициентом доверия". С ним соглашается Елена Громова: "Это действительно так. Важно, чтобы компания была 'старой'. Но еще важнее -- имя управляющего. На самом деле талантливых управляющих на рынке не так много".

Но это все азы проверки, говорят специалисты. Чаще всего, по их мнению, инвесторам не хватает терпения для самого главного -- прочтения договоров. А в них нередко встречаются положения, противоречащие букве закона. "Есть договоры, в которых снижение начальной стоимости активов клиента допускается до 30% и даже 50%, -- рассказывает Тимофей Черногузов. -- Между тем в законе о рынке ценных бумаг недвусмысленно сказано: лимит рисков не должен превышать 20% от начальной стоимости активов клиента. Иными словами, в случае снижения стоимости активов до этого предела управляющий обязан известить клиента о наступлении критического уровня и получить дальнейшие указания -- продавать оставшиеся активы или оставаться в них".

Однако способ, которым управляющий должен уведомить клиента о достижении лимита рисков, в законе прописан нечетко -- клиент может быть предупрежден письменно и по желанию управляющего иными дополнительными способами. Компания вправе сделать это формально: отправить уведомление заказным письмом, предварительно не проверив, проживает ли клиент по указанному в договоре адресу. В некоторых договорах сказано, что в случае отсутствия со стороны клиента последующих указаний компания "вправе действовать по своему усмотрению". У менее нахальных игроков можно найти формулировку "вправе продолжать уже выбранную стратегию". "В суде подобные действия не оспоришь, -- говорит Тимофей Черногузов. -- Компания предъявляет почтовую квитанцию об отправке письма, и претензий к ней быть не может".

"Письма от управляющей компании с поздравлениями, новостями о новых услугах и спецпредложениях мне регулярно 'сыпятся' на адрес электронной почты. Зато об изменении правил удержания подоходного налога и о том, что компания теперь не будет его удерживать автоматически, я узнала уже из уведомления налоговой службы, а не из письма управляющей компании, -- рассказывает Елена Громова. -- При нормальном ДУ такого быть не должно".

В "Сивере" замечают, что о таких важных вещах, как превышение лимита рисков, они сообщают только при личной встрече с клиентом, под роспись в получении предупреждения. "Если удается убедить клиента в том, что разумнее пока не продавать активы, этого достаточно, -- уточняет Черногузов. -- В случае изменения стратегии инвестирования обязательно составляется дополнительное соглашение к договору".

Действуй, клиент!

Собеседники газеты "Дело" рекомендуют инвесторам принимать непосредственное участие в составлении договора. "Доверительное управление -- это не брокерские услуги, оно строится на полном доверии к своему управляющему. Но при этом деньги клиента оказываются менее защищенными, чем в тех же ПИФах. В ДУ отсутствует внешний контролер, а в паевых фондах его функции исполняет спецдепозитарий", -- говорит Александр Февралев. Поэтому чем точнее клиент очертит границы дозволенного для управляющего, тем спокойнее он будет спать.

Обычно договор доверительного управления с физлицами заключает не инвестиционная компания, а ее дочерняя УК. Клиенту открывают расчетный счет и счет депо, после чего он переводит средства, и управляющий приступает к работе. До передачи активов клиент подписывает договор о доверительном управлении, неотъемлемой частью которого является инвестиционная декларация. В ней определены структура объектов ДУ, которую обязан поддерживать управляющий в течение всего срока действия договора (в том числе соотношение между ценными бумагами различных видов, акциями и облигациями различных эмитентов); соотношение между бумагами и денежными средствами; виды сделок, которые управляющий вправе заключать.

По требованию клиента можно и нужно прописать, в какие именно активы могут быть инвестированы деньги и в каком процентном соотношении. Нарушение декларации является нарушением условий договора. Однако узнать о нарушении выбранной стратегии сложно. О том, что сделки не соответствуют установленной в договоре стратегии, теоретически клиент может узнать из отчета, который управляющая компания должна присылать раз в месяц или (как минимум) раз в квартал. Однако отчет при желании можно и фальсифицировать. Выявить это может только "точечная" проверка ФСФР, проведенная по просьбе клиента.

Плановые проверки компаний проводятся ФСФР раз в три года. "Каждая компания проходит тщательную ревизию", -- заверили в РО ФСФР. Процедура включает проверку форм отчетов УК, размера собственных средств компании и т.д. Сверки сделок из отчетов УК и сделок, зарегистрированных на биржах, при этом не происходит. Как не проверяется и соответствие сделок, совершенных управляющим, со стратегией, прописанной в клиентских договорах.

Тем не менее, если выясняется, что управляющий нарушил договор (в том числе и инвестдекларацию) и клиент понес убытки -- клиенту прямая дорога в суд. Управляющий будет обязан компенсировать ему потери. Но если он действовал в рамках договора, то на возмещение убытка рассчитывать не приходится.

По просьбе суда ФСФР уже будет запрашивать в клиринговом центре той или иной биржи отчет о совершенных сделках по номеру сделки, дате ее совершения и т.д. Сомневаться в достоверности отчета с биржи не стоит: там точно укажут, на какую сумму совершалась покупка, количество ценных бумаг, их стоимость на указанный момент и пр. Если сделки из отчета с биржи не совпадут с отчетом, который УК отправляла клиенту, или с ежеквартальным отчетом УК в ФСФР, это уже повод требовать компенсации от управляющего. Вне зависимости от того -- понес клиент убытки или нет.

По мнению Тимофея Черногузова, для более полного понимания прав клиента и обязанностей управляющей компании инвесторам стоит ознакомиться с приказом ФСФР ≤07-37/пз-н от 3 апреля 2007 года "Об утверждении порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами", который регулирует деятельность управляющих компаний.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное