Новости и комментарии

Депозиты проявили несостоятельность. Клиенты private banking увеличивают вложения в инвестиционные продукты

Российские банки активно увеличивают клиентскую базу направления private banking, по итогам прошлого года рост их инвестиций составил 15–30%. Традиционно такие клиенты придерживаются консервативных инвестиций, но снижающиеся ставки по депозитам привели к росту инвестиционной составляющей в их портфелях. Состоятельные клиенты все больший интерес проявляют не только к облигациям, но и к потенциально более доходным акциям и структурным продуктам. Также они начали активнее участвовать в принятии инвестиционных решений.

По данным ВТБ, портфель клиентов private banking банка за 2018–2019 годы вырос на 62% — до 2,1 трлн руб. По итогам 2019 года число клиентов увеличилось на 11%, до 20 тыс. человек, за 2018 год — на 30% (в частности, благодаря объединению клиентов ВТБ и ВТБ24). Как сообщил руководитель направления private banking ВТБ Дмитрий Брейтенбихер, в этом году банк планирует привлечь еще 2,5 тыс. клиентов. По словам директора департамента private banking банка «Открытие» Виктории Денисовой, прирост портфеля клиентов private banking в 2019 году составил 30% — до 380 млрд руб. (более 5 тыс. семей), по итогам текущего года показатели ожидаются сравнимые. Глава L’Hermitage Wealth Management Club Дмитрий Енуков сообщил, что в прошедшем году активы под управлением выросли на 15%, до 174 млрд руб. (1,7 тыс. глав семей), планируется сохранить такую же динамику в 2020 году.

Проводить более агрессивную инвестиционную политику состоятельных клиентов вынуждает снижение ставок по банковским депозитам. Опрошенные “Ъ” подразделения private banking банков отмечают, что доля инвестиционных продуктов в портфелях клиентов растет. «Тенденция перетока средств частных клиентов в России наиболее сильно проявляется именно в сегменте private banking. Это подтверждается как опросами по отрасли, так и нашими наблюдениями внутри банка»,— говорит Дмитрий Енуков. Как сообщила глава Sberbank private banking Евгения Тюрина, если три года назад доля банковских продуктов в структуре портфеля составляла 70%, то на конец 2019 года она снизилась до 55%. По словам Дмитрия Брейтенбихера, доля проникновения инвестиционных продуктов клиентов private banking ВТБ по итогам 2019 года составила 31%, в этом году планируется довести ее до 40%. «Думаю, это тренд на ближайшие несколько лет»,— говорит он, отмечая, что на американском рынке доля проникновения инвестпродуктов превышает 80%. По словам главы А-Клуба (подразделение private banking Альфа-банка) Алины Назаровой, уже более 40% клиентов имеют в портфеле инвестиционные продукты и доля растет.

Стремясь получить повышенный доход, состоятельные клиенты смотрят в сторону не только инструментов с фиксированной доходностью (в первую очередь облигаций), но также акций и структурных продуктов. Дмитрий Енуков видит повышенный интерес клиентов к структурным решениям, в основе которых акции, а также к высоконадежным облигациям. По словам Дмитрия Брейтенбихера, в инвестиционном портфеле клиентов private banking банка 3% приходится на структурные продукты, 23% — на акции, остальные на различные облигации, в том числе и на облигации самого банка ВТБ (20%). Почти все крупные банки (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и Росбанк) проявляют к размещению структурных облигаций повышенный интерес.

Полина Смородская


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/