Новости

Pre-IPO: брокеры начинают предлагать акции стартапов на ранней стадии

У розничных инвесторов появилась возможность вкладываться в сегмент pre-IPO. Купить акции российских стартапов можно через приложение «Альфа-Инвестиции». Минимальный размер лота составит 10 тыс. руб., в то время как раньше порог входа в сегмент начинался с десятков тысяч долларов, в первую очередь для квалифицированных инвесторов через ЗПИФы.

Как стало известно “Ъ”, «Альфа-Инвестиции» первым из брокеров запускает возможность розничного инвестирования в российские стартапы на стадии pre-IPO через мобильное приложение. Доступ к ним организован через партнера Альфа-банка — инвестплатформу компании Rounds. Инвесторы, в том числе неквалифицированные, могут покупать акции непубличных компаний на сумму от 10 тыс. руб.

По словам руководителя брокерского бизнеса «Альфа-Инвестиций» Андрея Недбайло, создавая инструмент, там исходили из ожиданий выхода компании на IPO или продажи стратегическому инвестору на сроке в пять лет при росте цены бумаг в семь-десять раз. Предусмотрена также дополнительная защита миноритариев при продаже контрольного пакета: их акции тоже должны будут выкупить (для этого инвесторы подписывают дополнительное акционерное соглашение в приложении брокера). Первой компанией на платформе станет фудтех-стартап Mealjoy, акции которого можно приобрести до 30 августа.

До сих пор инвестировать в сегмент pre-IPO напрямую могли только крупные участники (от $1 млн), а средние — через фонды (от $50 тыс.), пояснил директор департамента управления активами УК «Ингосстрах-Инвестиции» Артем Майоров. При этом pre-IPO-фонды, по словам эксперта, плохо показали себя в последний год: «динамика была сильно хуже, чем у широких индексов акций». Проекты на этапе pre-IPO «интересны определенному узкому кругу розничных инвесторов», однако в России такой формат не имеет широкого распространения из-за многочисленных барьеров для создания стартапов, добавил руководитель управления развития клиентского сервиса ФГ «Финам» Дмитрий Леснов.

Вложения в pre-IPO несут более высокие риски, чем классические инвестиционные продукты фондового рынка. Среди них — низкая ликвидность и невозможность получить гарантии выхода компании на IPO, отмечает инвестиционный юрист Tomashevskaya & Partners Анастасия Мищукова. Если на IPO компания так и не вышла, можно попытаться продать свою долю на внебиржевом рынке, но цена рискует оказаться гораздо ниже ожидаемой, уточняет господин Леснов.

Несмотря на риски, потенциальная доходность инвестиций в pre-IPO намного выше, чем у акций на бирже, признает Павел Ганин. Одновременно проект может поддержать малый и средний бизнес: по оценке независимого эксперта Андрея Бархоты, если инвестиционные платформы окажутся эффективными и будет пул проектов, показавших высокую инвестиционную привлекательность, для софинансирования можно будет в течение 12–18 месяцев привлечь не менее нескольких сотен тысяч инвесторов с совокупной суммой и инвестиций до 5 млрд руб.

Ксения Куликова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное