Новости

Как коронавирус меняет привычки российских потребителей

Распространение коронавирусной инфекции меняет привычки российских потребителей. Продажи продуктов длительного срока хранения растут двузначными темпами, 5% покупателей уже запаслись впрок, а торговые сети начали подстраивать работу под ажиотажный спрос. Панические настроения могут продлиться несколько недель.

Nielsen изучил, как коронавирус влияет на российский FMCG-рынок. Копия исследования, которое содержит, вероятно, первые данные о фактических продажах в розничных сетях на фоне распространения инфекции, есть у “Ъ”. Так, по данным Nielsen, в начале марта продажи товаров длительного хранения, которые ассоциируются с подготовкой к карантину, росли в магазинах в РФ двузначными темпами. Спрос на крупы подскочил на 27,8%, на замороженную продукцию — на 40,9%, на макаронные изделия — на 18,8%, на влажные салфетки — на 21,4%.

Еще в феврале повышенного спроса на такие товары не наблюдалось, но по мере развития ситуации вокруг распространения коронавируса нетипичная модель поведения покупателей проявилась в полной мере, отмечает директор по работе с ритейлерами «Nielsen Россия» Константин Локтев. При этом он допускает, что повлиять на ситуацию могло и начавшееся тогда ослабление рубля.

Данные ритейл-аудита коррелируют с результатами опроса, проведенного Nielsen среди потребителей. Так, 53% респондентов сообщили, что «скорее озабочены» или «очень озабочены» распространением коронавируса. На момент исследования 5% потребителей в РФ уже закупали какие-либо продукты, чтобы подготовиться к возможному карантину, 7% — медикаменты, 18% — дезинфицирующие средства и средства личной гигиены.

Как отмечают в Nielsen, число таких потребителей стремительно растет по мере появления новых случаев заболевания, но спрос в разных регионах на текущий момент распределяется неравномерно.

В X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») говорят, что увеличили объемы поставок социально значимых товаров со складов в магазины в два-четыре раза и скорректировали правила выкладки — некоторые товары будут выставляться паллетами, чтобы обеспечить возросший спрос. Кроме того, в сети перераспределили транспорт для развоза таких категорий, а также перенаправляют потоки в магазины, где фиксируют особо повышенное потребление. При этом в X5 все равно просят покупателей «взвешенно подходить к созданию запасов» и обещают, что при нехватке товаров на полке новая поставка будет сделана в течение дня.

Партнер и управляющий директор BCG в Москве Иван Котов отмечает, что по опыту предыдущих подобных ситуаций в некоторых странах видно, что панические настроения потребителей, которые приводят к всплеску спроса на отдельные виды товаров, могут сохраняться в течение трех недель. Затем на срок до трех месяцев может наступить период адаптации: покупатели будут чаще оставаться дома, а сетям стоит рассмотреть возможность скорректировать ассортимент под изменившийся спрос, инвестировать в онлайн-торговлю и пр., добавляет он. В целом, продолжает господин Котов, за полтора года ситуация может привести к формированию новых условий рынка — потребители привыкнут заказывать продукты в интернете, снизят число походов в рестораны, а розничные сети начнут фокусироваться на развитии сегмента почти готовой еды.

Анатолий Костырев, Алексей Полухин


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Материалы сюжета "Продуктовый ритейл ":
Все материалы сюжета (258)