Новости

«Ты словно качаешься на качелях на грани пропасти». Как переживают кризис рестораторы

Почти два месяца страна живет на самоизоляции. О борьбе за собственный бизнес, о «мародерских» условиях агрегаторов онлайн-доставки и расцвете ночных клубов после карантина Тимур Ланский, основатель сети московских ресторанов «Чайхона №1» рассказал в выпуске «Forbes Карантин». Портал SIA.RU записал несколько цитат.

«Запас прочности рассчитан на 2-3 месяца»

– Максимальный запас прочности у нас рассчитан на 2-3 месяца. Мы не платим сейчас за аренду – только за коммуналку. С учетом материальной помощи сотрудникам на один ресторан мы несем затраты порядка 1,5-2 млн рублей в месяц. Из 27 предприятий у нас закрыто 20. Мы как доноры подпитываем компанию из своих средств, из средств наших партнеров в надежде на то, что это будет длиться 2-3 месяца. Если воплотится в жизнь оптимистичный прогноз о том, что в июне предприятия начнут открываться, то, думаю, наша ресторанная группа выйдет с малыми потерями. Но если ничего не изменится в сложившийся ситуации, то, скорее всего, мы будем уже не рестораторами, а доставщиками еды.

«У нас сотрудники – мигранты, на них льготы не распространяются»

– Значительная часть сотрудников «Чайхоны №1» – мигранты, а с ними сейчас ситуация достаточно сложная. На них не распространяется большинство социальных льгот, в то же время родные страны их не принимают обратно, опасаясь возможного заражения. Хорошо, что правительство разрешило хотя бы не выдворять этих граждан из страны, это дает нам возможность их поддерживать. Мы оплачиваем аренду квартир для наших сотрудников, это порядка 7000 рублей на человека в месяц, помогаем им материально – от 5000 до 10 000 рублей, питанием. Наши сотрудники не пропадут. Но что будет с огромным количеством мигрантов, которые работали на стройках, на рынках, – непонятно.

«То, что сейчас происходит, похоже на войну»

В апреле рестораторы составили декларацию по вопросам аренды в период борьбы с пандемией и восстановительный период. В числе прочего, подписавшие эту декларацию отказались платить арендную плату.

– То, что сейчас происходит, похоже на войну, – не знаю, кем она объявлена и кто на чьей стороне. Мы решили объединиться, несмотря на то, что среди нас много конкурентов. Декларация – это своего рода знамя, ее подписали 95% крупных игроков рынка. Мы изложили общую позицию о том, что не будем платить, но это не выход из сложившейся ситуации. Нужно продолжать общаться и с арендодателями, и с властями по поводу изменения ситуации. Я считаю, что платить вместо аренды не фиксированную сумму, а процент от выручки – это здравая позиция. И мировой опыт, по крайней мере, европейский, подтверждает это.

«Собственный сервис доставки даёт держаться на  плаву»

– У нас есть собственный сервис доставки, которая охватывает весь город, даже часть области, и это мощное подспорье. На время эпидемии доставка дает возможность предприятиям хоть как-то держаться на плаву и не закрываться, поддерживать рабочие процессы, содержать часть персонала. Хотя выручка от доставки в лучшем случае покрывает расходы на задействованный персонал. Иногда еще ее хватает на оплату коммунальных платежей.

«Работать с агрегаторами даже до эпидемии было невыгодно»

– Я не представляю, что было бы, если бы у нас не было своей доставки. Агрегаторы доставки, такие как «Яндекс.Еда» и DeliveryClub, предоставляют немного «мародерские» условия – по крайней мере, в той ситуации, которая сейчас сложилась. Сейчас доставка – единственный канал продаж, и получается, что мы работаем, готовим еду, наши курьеры рискуют, мы платим за бензин, за все остальное, а деньги получают агрегаторы. Работать с ними даже до эпидемии было невыгодно. Если они сами доставляют заказ, то забирают себе порядка 30-35% от стоимости заказа, фактически, полностью «съедая» нашу прибыль. Если же они выступают с позиции маркетплейса – то есть по их рекламе поступает заказ, а мы сами отвозим заказ клиенту – им достается до 20% от стоимости заказа. Но мы вынуждены с ними работать, чтобы не потерять часть рынка.

«Жив, и слава Богу»

– Одно дело, когда ты работаешь, осознавая, что через несколько дней все закончится. Ты словно качаешься на качелях на грани пропасти, будучи привязанным страховочным ремнем. С другой стороны, есть люди, которые заболели и находятся не то что на грани разорения, а на грани жизни и смерти. Поэтому жив, и слава Богу. Главное, не впадать в уныние и панику, не наломать дров и никому не испортить жизнь. Каждый шаг в бизнесе сейчас нужно делать очень осторожно, будто заходишь в маске и костюме в инфекционное отделение.

«После снятия карантина будет всплеск ночной жизни»

– Клубная индустрия после снятия карантина возродится как Феникс достаточно быстро. Люди захотят уйти в отрыв после долгой изоляции. Потому что в основном это – молодежь, они с легкостью относятся к сложившейся ситуации. Я думаю, бары и ночные клубы будут работать хорошо. Им сейчас и выжить легче, ведь они работали всего 2-3 дня в неделю. Сейчас у артистов закончатся деньги, и владельцы клубов за копейки смогут работать с большинством из них. Поэтому, думаю, будет всплеск ночной жизни.

«Более или менее хорошо дела будут идти у премиального ресторанного сектора»

– После снятия карантина, более или менее хорошо дела будут идти у премиального ресторанного сектора. Потому что у людей побогаче больше запасов, и они, с финансовой точки зрения, не так сильно пострадают после эпидемии. А рестораны среднего уровня, как наши, где средний чек варьируется в диапазоне 1000-1500 рублей, скорее всего, пострадают сильно. В восстановление каждого ресторана не меньше 2 млн рублей надо будет вложить. А потом продолжать вкладывать, потому что спрос сразу не восстановится. Восстановится ли он вообще… Я не уверен.

«Старые технологии перестают работать»

– Я считаю, что сейчас происходит некий общемировой структурный кризис. Старые технологии перестают работать, а новые еще не найдены, или люди им не доверяют. Посмотрите, что происходит: завышенная аренда, завышенные, на мой взгляд, налоги, проценты по кредитам, штаты управляющих компаний, зарплаты топ-менеджеров. Очень много завышенных расходов, которые, по большому счету, не нужны, когда бизнес уже занимает твердые позиции.

«На самом деле, мне немножко нравится то, что происходит»

– То, что сейчас происходит, чем-то похоже на 1990-е годы, когда за считанные месяцы все перевернулось с ног на голову. Внутренняя бюрократия внутри компаний пропадает, решения принимаются быстро. Я считаю, это пример того, как все в мире будет меняться. Для молодых предпринимателей появилась возможность занять чью-то нишу, придумать что-то новое. Сейчас очень важно понять, что будет интересно, что будет продаваться, что будет популярно и востребовано завтра, и начать над этим работать. Мне, на самом деле, даже немножко нравится то, что происходит. Потому что впервые, наверное, за всю свою жизнь я реально живу со своей семьей, общаюсь, вижу, как растут и меняются мои дети.


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Коронавирус 2023, последние новости #коронавирус #coronavirus #Covid-19":
Все материалы сюжета (5302)