Новости

Наталья Дикусарова: Когда поддержка пострадавшего бизнеса важнее недополученных доходов в бюджет

Одной из основных мер поддержки иркутских предпринимателей во время коронакризиса могут стать налоговые льготы и расширение списка предприятий, которые будут иметь возможность ими воспользоваться. О том, как принимаются эти решения и как отразятся налоговые льготы на доходах регионального бюджета, Газете Дело рассказала Наталья Дикусарова, председатель бюджетного комитета Заксобрания Иркутской области.

<p>Наталья Дикусарова, председатель бюджетного комитета Заксобрания Иркутской области. Фото Л.Леоновой</p>

Наталья Дикусарова, председатель бюджетного комитета Заксобрания Иркутской области. Фото Л.Леоновой

Наталья Игоревна, Торгово-промышленная палата Восточной Сибири облегчила жизнь предпринимателям, но, наверное, добавила сложностей бюджетному комитету?

– Торгово-промышленная палата – активный участник всех процессов обсуждения мер поддержки. Более того, она обладает правом законодательной инициативы. Сами депутаты предоставили ей такое право. Поэтому ТПП может вносить поправки в различные законы, которые касаются предпринимательской активности. Торгово-промышленная палата Восточной Сибири своими правами активно пользуется. Например, ТПП ВС принимает активное участие в деятельности рабочих групп Межведомственного координационнного совета по выработке предложений, направленных на совершенствование законодательства в сфере поддержки МСП. Все налоговые льготы обсуждаются на этих группах.

Меры поддержки касаются налогов, поступающих в региональный бюджет?

– Да, все проекты законов, которые рассматривались, касаются тех налогов, которые идут в региональный бюджет. Речь идет о налоге на имущество, транспортном налоге и УСН. По УСН 30% от налога поступает в местные бюджеты. Принимая решение о льготе по нему, мы должны возместить выпадающие суммы местным бюджетам из регионального бюджета.

Налог на имущество стал одним из самых чувствительных для бизнеса.

– Разные виды недвижимости облагаются разными ставками, и по ним предусмотрены разные системы исчисления налогов. Например, налог на торгово-офисную недвижимость исчисляется по кадастровой стоимости, ставка налога на 2020 год для представителей малого и среднего бизнеса была установлена в размере 0,75%. Когда мы стали обращаться к арендодателям с тем, чтобы они снизили своим арендаторам плату либо кому-то дали возможность вообще не платить во время простоя, мы понимали, что потребуется найти резерв для этого. В рамках мер поддержки бизнеса в Иркутской области был принят закон, которым ставка налога уменьшена для малого бизнеса до 0,5%.

Получат ли льготы владельцы других объектов недвижимости?

– Что касается иных объектов, то для предприятий, которые относятся к пострадавшим отраслям, проектом закона, который у нас прошёл первое чтение, предусматривается льгота – 50% налога на имущество. Этот закон на ближайшей сессии Законодательного собрания будем принимать в окончательном чтении. Текст закона согласован с предпринимательским сообществом, в том числе и с Торгово-промышленной палатой Восточной Сибири.

Критично ли снизятся доходы бюджета из-за налоговых льгот?

– Не секрет, что в бюджет мы обычно заходим с консервативным прогнозом доходной части. Сейчас мы балансируем очень тонко, правительство филигранно работает в этом направлении, ситуация анализируется каждый день. В любом случае налоговая льгота просчитывается. У нас, конечно, будут недополученные в бюджет доходы, но мы понимаем, что эти меры поддержки помогут нашим предпринимателям. Сегодня важно оказать такую помощь.

Кроме налоговых льгот, какие меры поддержки вы бы отметили как значимые?

– Боль предпринимателей была в том, что мерами поддержки могли воспользоваться только те компании, у кого именно основной вид деятельности, отраженный в регистрационных документах – ОКВЭД – входит в перечень пострадавших. Мы учли это, и предложили и в этот раз ту формулу, которая работает для иных налоговых льгот на территории Иркутской области. Согласно ей, помощь могут получить предприятия, чей ОКВЭД входит в перечень пострадавших, но при этом без оговорки, что этот ОКВЭД должен быть основным – надо только, чтобы на этом ОКВЭДе организация осуществляла большую часть своей деятельности – 70% и более. Такое решение позволило нам существенно расширить круг получателей мер поддержки. Мы очень долго спорили, искали идеальную формулу, и мы её нашли, все вместе, во взаимодействии.


Материалы сюжета "Господдержка малого бизнеса: субсидии, финансирование, региональные программы":
Все материалы сюжета (68)